Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Епифановой С.А., Карнауховой И.А.,
при секретаре: Железниковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Администрации г.Тамбова об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области от 09 ноября 2016 года N 330,
по частной жалобе представителя администрации г. Тамбова Никитиной Т.В. на определение судьи Тамбовского областного суда от 22 декабря 2016 г. о наложении штрафа и по апелляционной жалобе представителя администрации г.Тамбова Никитиной Т.В. на решение Тамбовского областного суда от 22 декабря 2016 г.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
установила:
Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова обратилось в Тамбовский областной суд с административным иском об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области от 09 ноября 2016 года N 330, указав в обоснование своих требований, что в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее по тексту - Комиссия) обратилась Пасынкова Т.И. с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следующих земельных участков (далее по тексту - спорные земельные участки):
- с кадастровым номером ***, площадью ***.м, расположенного по адресу: ***, в районе ***А;
- с кадастровым номером *** площадью ***.м, расположенного по адресу ***, в районе ***А;
- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу ***, в районе ***.
Оспариваемым решением было удовлетворено заявление Пасынковой Т.И. и определена кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Административный истец полагает оспариваемое решение незаконным, поскольку в соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ") результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Пасынкова Т.И. владела вышеуказанными земельными участками на основании договоров аренды, срок действия которых составлял 11 месяцев с 26.11.2015 г. до 26.10.2016 г., и продлению не подлежал, вследствие чего администрация города, как собственник земельных участков, обратилась к Пасынковой Т.И. с уведомлением о необходимости освободить земельные участки. Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения Комиссией Пасынкова Т.И. не являлась арендатором вышеуказанных земельных участков, а значит, ее права не затрагивались результатами определения кадастровой стоимости земельных участков, чему не была дана оценка Комиссией при принятии оспариваемого решения.
Решением Тамбовского областного суда от 22 декабря 2016 г. в удовлетворении требований Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова отказано.
Кроме того, в связи с неисполнением требований определения от 05 декабря 2016г., в соответствии с которым на административного истца в срок до 13 декабря 2016 года была возложена обязанность представить копии административного искового заявления и приложенных к нему документов для последующего вручения вновь привлеченным заинтересованным лицам, определением от 22 декабря 2016 г. на администрацию города Тамбова наложен судебный штраф в размере 3000 рублей.
В частной жалобе представитель администрации г. Тамбова Никитина Т.В. просит определение судьи Тамбовского областного суда от 22 декабря 2016 г. о наложении судебного штрафа отменить, поскольку считает, что нарушение срока предоставления истребуемых судом документов было вызвано не неправомерным бездействием административного истца, а объективной невозможностью исполнения требований судебного акта в установленный срок.
Кроме того указывает, что действия администрации города Тамбова не повлияли на сроки и существенные обстоятельства при рассмотрении дела и не сказались на своевременности и полноте получения пояснений со стороны вновь привлеченных лиц по делу, а также ссылаются на крайне тяжелое финансовое состояние городского бюджета в настоящее время.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тамбова Никитина Т.В. просит решение Тамбовского областного суда от 22 декабря 2016 г. отменить.
В обоснование жалобы указывает доводы аналогичные доводам административного иска, полагая, что судом не была дана должная оценка, представленным административным истцом доказательствам прекращения арендных отношений на момент вынесения решения Комиссии о пересмотре определения результатов кадастровой стоимости.
Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308, ч.1 ст.316 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленных судом определения и решения.
02 декабря 2016 года в Тамбовский областной суд поступило вышеуказанное административное исковое заявление об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области от 09 ноября 2016 года N 330.
05 декабря 2016 года данное исковое заявление было принято к производству Тамбовского областного суда, назначено предварительное судебное заседание на 13 декабря 2016 года.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству судебным определением от 05 декабря 2016 года к участию в деле были привлечены в качестве заинтересованных лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, администрация Тамбовской области и Пасынкова Т.И. Тем же определением суда на административного истца была возложена обязанность представить копии административного искового заявления и приложенных к нему документов для последующего вручения вновь привлеченным заинтересованным лицам, так же были истребованы дополнительные доказательства. Этим же определением административному истцу был установлен срок до 13 декабря 2016 года для представления в адрес суда истребуемых документов. Последствия неисполнения возложенных на административного истца обязанностей в тексте определения также были разъяснены.
Копия данного определения была своевременно получена представителем административного истца 06 декабря 2016 года, однако, к указанному сроку истребуемые документы в адрес суда не поступили.
Возражая в суде первой инстанции против наложения судебного штрафа, представитель административного истца доказательств уважительности неисполнения требований суда не представил.
Придя к выводу, с которым соглашается апелляционная инстанция, о наложении на администрацию города Тамбова судебного штрафа в размере 3000 руб., суд руководствовался положениями ст.16, ч.5 ст.135 КАС РФ.
Доводы частной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого определения, поскольку ссылка на разграничения полномочий по предъявлению исков и на исполнителя судебных запросов в лице комитета финансов администрации города Тамбова правового значения не имеет, т.к. в данном случае административным истцом по делу выступает Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице Администрации г.Тамбова, в адрес которого и был направлен судебный запрос.
Согласно п.2 ст.66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) решения Комиссии могут быть оспорены в суде. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Из материалов дела следует, что Пасынкова Т.И. являлась арендатором следующих земельных участков:
- с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под установку торговых павильонов (объектов некапитального строительства), площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, в районе ***А;
- с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под установку торговых павильонов (объектов некапитального строительства), площадью *** кв.м, расположенного по адресу ***, в районе ***А;
- с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под установку торговых павильонов (объектов некапитального строительства), площадью *** кв.м, расположенного по адресу ***, в районе ***.
Вышеуказанные земельные участки были переданы Пасынковой Т.И. Комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова по договорам аренды ***, *** от 30.11.2015 года, содержание которых аналогично (л.д.10-16, 67-84).
Согласно разделов 2 вышеуказанных договоров аренды, срок аренды спорных земельных участков устанавливается продолжительностью 11 месяцев с 26.11.2015 по 26.10.2016 г. (п.2.1), и договоры по окончанию срока его действия продлению не подлежат (п.2.3).
Согласно разделов 3 вышеуказанных договоров аренды, годовой размер арендной платы на землю рассчитывается от кадастровой стоимости с применением процентов по видам разрешенного использования земельных участков (п.3.1). Зависимость годового размера арендной платы от кадастровой стоимости земельных участков также подтверждается расчетами годовой арендной платы, прилагаемыми к каждому договору аренды.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена специалистами филиала по Тамбовской области ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в соответствии с п.2.1.3, п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 г. N 222, по состоянию на 23.07.2015 г. дату постановки земельных участков на кадастровый учет.
10.10.2016 года Пасынкова Т.И. обратилась в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии со ст.24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" (л.д.50-52), представив кадастровые справки, договоры аренды, отчет об определении рыночной стоимости спорных участков, постановление администрации города Тамбова N 8674 от 25.11.2015 г.
Порядок формирования, полномочия и состав Комиссии проверены судом на основании представленных административными ответчиками документов: приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и приложений к ним (л.д.128-136).
Как следует из протокола заседания Комиссии N 19 от 09.11.2016 г. (л.д.85-91), в заседании комиссии участвовали председатель Комиссии Моцеровская Е.И., секретарь Комиссии Репина Н.А. и два члена комиссии Кузьмина В.А. и Батушкин А.А., на заседании Комиссии также присутствовали заместитель председателя комитета финансов администрации г.Тамбова Гуськова Т.Н. и заместитель председателя комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова Козадаева М.А.
Признав, что оформление и содержание отчета об оценке соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки; положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, Комиссия решила:определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исходил из того, что решение Комиссии принято уполномоченным органом, правомочным составом, форма решения соответствует Приказу Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 года N 263, процедура принятия решения Комиссией не нарушена.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они подтверждены материалами дела, представленными доказательствами.
Доводу о том, что у Пасынковой Т.И. отсутствует право на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, мотивы признания позиции административного истца несостоятельной подробно изложены, с указанием нижеследующего.
Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. В данном постановлении также указано, что бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм права с учетом правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ следует, что арендатор недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости даже тогда, когда договор аренды прекратил свое действие,, в случае, если арендная плата исчисляется из кадастровой стоимости объекта недвижимости, заявление подано в период действия договора и если результаты кадастровой оценки затрагивают права этого лица в период действия договора аренды.
Из материалов дела следует, что Пасынкова Т.И. обратилась с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 10.10.2016 года, то есть в период действия договоров аренды спорных земельных участков.
С учетом положений ст.24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей расчета арендной платы, с 01 января 2016 года.
Таким образом, в период с 01 января 2016 года до 26 октября 2016 года результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков несомненно затрагивали права Пасынковой Т.И. как арендатора этих участков, поскольку непосредственно влияли на размер арендной платы, и Пасынкова Т.И. имела право на перерасчет арендной платы, что подтверждается в том числе и объяснениями представителя истца в судебном заседании.
При таком положении решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области от 09 ноября 2016 года N 330 является законным и обоснованным, и оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311, 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
определение судьи Тамбовского областного суда от 22 декабря 2016 г., решение Тамбовского областного суда от 22 декабря 2016 года оставить без изменения, частную и апелляционную жалобы представителя администрации г.Тамбова Никитиной Т.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.