Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО8 к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по "адрес" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ФИО8 обратился в суд с требованием к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по "адрес" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по "адрес") об установлении кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 58:31:0202092:879 площадью 1194 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов оптовой и розничной торговли, расположенного по адресу: "адрес"А, в размере его рыночной стоимости - 1685000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований сослался на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 2964976, 62 руб. и не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика, чем затрагиваются его права и обязанности, как плательщика земельного налога.
Административный истец ФИО8, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, доверив представление своих интересов ФИО10 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), которая в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по "адрес" - ФИО11, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по "адрес" - ФИО12, действующая на основании доверенности от действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц - "адрес", администрации "адрес", будучи надлежаще и своевременно уведомленными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. При этом представитель администрации "адрес" ходатайствовал о рассмотрении деда в его отсутствие, оставив разрешение заявленных требований на усмотрение суда
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ФИО8 является собственником земельного участка с кадастровым номером 58:31:0202092:879 площадью 1194 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов оптовой и розничной торговли, расположенного по адресу: "адрес"А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N, а также договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 10-12).
В отношении данного земельного участка органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N, на основании акта определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ установлена кадастровая стоимость в размере 2964976, 62 руб.(л.д.92).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 58:31:0202092:879 является ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как собственник земельного участка административный истец несет обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, он вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ). На основании части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Исходя из изложенного, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 58:31:0202092:879 следует считать - ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка административный истец представил отчёт от ДД.ММ.ГГГГ N-з, подготовленный оценщиком ООО "Импульс-М" - ФИО13 (далее - отчет N-з), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 58:31:0202092:879 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила - 1685000 руб., а также положительное экспертное заключение на отчет от ДД.ММ.ГГГГ N Саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков (л.д. 17-41, 42-51).
Суд, исследовав отчет N-з, приходит к выводу о том, что отчет выполнен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
Оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которым относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного земельного участка. Провел подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнил необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названного земельного участка. В отчете объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка участвующими в деле лицами в суд не представлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 58:31:0202092:879 в размере 1685000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах требования ФИО8 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае административный истец ФИО8 первоначально обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ
Довод представителя заинтересованного лица "адрес", приведенный в письменном отзыве на административный иск, о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельного участка не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административным ответчиком, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административного ответчика не подлежат.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО8 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 58:31:0202092:879 площадью 1194 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов оптовой и розничной торговли, расположенного по адресу: "адрес"А, в размере его рыночной стоимости - 1685000 (один миллион шестьсот восемьдесят пять тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Датой подачи ФИО8 заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.