Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В. Кустовой
судей Т.В. Масловой, С.П. Порохового
при секретаре А.Г. Чирковой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Монастырской М. Г. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по восстановлению в реестре участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, по апелляционной жалобе ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения М.Г. Монастырной, представителя Министерства обороны РФ Д.В. Ефремова, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Монастырская М.Г. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о возложении обязанности по восстановлению в реестре участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
В обоснование заявленных требований указала, что с 1994 года проживает в служебном жилом помещении, расположенном по N, которое было предоставлено ее супругу ФИО1, в связи с работой в войсковой части 25625 на основании ордера от 09.03.1999 г. N. Военный городок N 1 место дислокации - Хабаровск-47 относится к закрытым военным городкам. 16.05.2012 г. она была признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" по Министерству обороны РФ по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил". Позже ее исключили из указанного реестра в связи с тем, что ее трудовой стаж в организациях подведомственных Министерству обороны РФ на 25.07.2004 г. составил менее 10 лет и ее уведомили, что при получении и реализации государственного жилищного сертификата ФИО1, квартира в закрытом военном городке подлежит сдаче, а все проживающие в ней лица подлежат выселению и снятию с регистрационного учета. Считает, что решение об исключении ее из указанного реестра является незаконным, поскольку у нее и членов ее семьи нет иного жилого помещения, в котором они могли бы проживать, она является инвалидом I группы, в Перечне категорий граждан, которые имеют право на участие в подпрограмме не содержит указание на граждан, трудовой стаж которых в организациях подведомственных Министерству обороны РФ составляет 10 лет, как имеющих право на участие в подпрограмме. С учетом уточненных исковых требований, истец просила суд возложить на ответчика обязанность восстановить ее в очередность в едином реестре участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" по Министерству обороны РФ по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил" составом семьи 3 человека, включая мать ФИО2 и дочь ФИО3
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 января 2017 года исковые требования Монастырской М.Г. удовлетворены частично.
На ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ возложена обязанность восстановить Монастырскую М.Г. в реестр участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил", с составом семьи 3 человека, включая ФИО2, ФИО3
В апелляционной жалобе ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что суд с недостаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, дал ненадлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда противоречат нормам действующего законодательства. Указывает, что у граждан, вселенных в служебные квартиры на территории закрытых военных городков до введения в действие Жилищного кодекса РФ общий стаж в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ учитывается на дату вступления в законную силу ФЗ "О внесении изменений в ст.ст. 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР", а именно на 26.07.2004 г. В связи с чем общий стаж трудовой деятельности истца в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ на 25.07.2004 г. составляет 9 лет 7 месяцев.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Разъяснения по применению ст. 13 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" даны также в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому судам следует учитывать, что указанной статьей предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть к 01.03.2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям можно применять положения ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса РФ при наличии других обязательных условий.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 30.09.1997 г. N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан", в редакции от 22.07.2002 г. N 770, в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Пунктом 3 этого Указа Правительству РФ поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" Постановлением от 21.03.2006 г. г. N 153 утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Подпунктом "б" пункта 5 указанных Правил установлено право на участие в программе граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подп. "б" п. 5 настоящих Правил выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (п. 18 указанных Правил).
Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственного жилищного сертификата, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Монастырская М.Г. проживает в жилом помещении, расположенном по "адрес", предоставленном ее супругу ФИО1 на основании ордера N от 09.03.1999 г. на состав семьи 4 человека. Данное жилое помещение является служебным, расположено в закрытом военном городке.
В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы и проживают: ФИО1, Монастырская М.Г., ФИО3 - дочь, ФИО2 - мать.
На основании заявления от 26.04.2012 г., Монастырская М.Г. была признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" по Министерству обороны РФ.
Уведомлением от 22.10.2014 г. ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ сообщило Монастырской М.Г. о том, что по состоянию на 13.10.2014 г. в состав членов ее семьи включена дочь ФИО3, внеочередное выделение государственного жилищного сертификата по состоянию здоровья участника подпрограммы, законодательными актами не предусмотрено.
Согласно справки МСЭ-2015 N Монастырская М.Г. является инвалидом I группы.
Как следует из уведомления от 10.10.2016 г. ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ сообщило Монастырской М.Г. об исключении ее из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, по состоянию на 04.10.2016 г. по причине того, что общий стаж в организациях подведомственных Министерству обороны РФ на 25.07.2004 г. составил менее 10 лет.
Согласно трудовой книжке Монастырской М.Г., ее стаж работы в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ составляет 10 лет 2 месяца 16 дней, поскольку учету подлежит стаж работы за период с 05.05.1994 г. по 15.08.1997 г., с 23.03.1998 г. по 29.02.2000 г., с 01.03.2000 г. по 01.03.2005 г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о том, что истец должна реализовать свое право на получение государственного жилищного сертификата, исходя из того, что на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ проживала в служебном жилом помещении в закрытом военном городке, имела стаж работы в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ более 10 лет, в соответствии с ранее действовавшим законодательством истец с учетом членов своей семьи имела право на участие в подпрограмме, в установленном порядке была признана участником подпрограммы, из которой в дальнейшем незаконно была исключена ответчиком.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, правовых оснований для отмены решения суда не содержат и по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для их переоценки в материалах дела отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 января 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Монастырской М. Г. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по восстановлению в реестре участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи Т.В. Маслова
С.П. Пороховой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.