Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Шиловой О.М.,
судей: Аноприенко К.В., Порохового С.П.,
при секретаре Никитченко С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 апреля 2017 года гражданское дело по иску Калугина В. В. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по апелляционной жалобе истца Калугина В. В. на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 16 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" - Думниной Е.В., судебная коллегия
установила:
Калугин В.В. обратился в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Востокрегионжилье") о признании решения от 22.09.2016 об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным, возложении обязанности поставить на такой учет с 15 мая 2009 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он с 20 декабря 1993 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 42032, приказом командира войсковой части N от 29.05.2009 г. был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. В период прохождения военной службы проживал в жилом помещении, признанном аварийным и непригодным для проживания. Решением жилищной комиссии войсковой части 62985 от 15.05.2009 года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, изъявил желание на получение государственного жилищного сертификата. При увольнении не был обеспечен жилым помещением по избранному месту жительства, и в июне 2016 года обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, решением от 22 сентября 2016 года ему было отказано в постановке на учет. Данное решение считает незаконным.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 16 января 2017 года в удовлетворении исковых требований Калугина В.В. к ФГКУ "Востокрегионжилье" отказано.
В апелляционной жалобе истец Калугин В.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Указывает на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что суд по существу не разрешилзаявленное требование о признании за ним права состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Истец Калугин В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции был извещен надлежащим образом, с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Думнину Е.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что решением N от 22.09.2016 года ФГКУ "Востокрегионжилье" "данные изъяты" запаса Калугину В.В. и членам его семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ: не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая спор и отказывая Калугину В.В. в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что он признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, уполномоченными органами Министерства обороны РФ в период прохождения военной службы, до момента исключения из списков личного состава воинской части в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года N 1054.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении судом норм материального права, и не соответствуют обстоятельствам дела.
Так, из материалов дела усматривается, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, затем, в Вооруженных Силах РФ с 20.04.1984 г., первый контракт на три года с ним был заключен 20.12.1993 г., приказом N командира войсковой части N 45032 от 31.05.2009 г. был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. "а" п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), с 24.06.2009 года исключен из списков личного состава войсковой части. Выслуга лет у истца на 24.06.2009 года в календарном исчислении составляет 17 лет.
В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ жилые помещения предоставляются бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище".
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются ФЗ "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 14 ст. 15 названного Федерального закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В силу п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года N 1054, основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является, в том числе наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям (подпункт "в"); наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт "б").
Пунктом 28 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Из Приложения N 2 к Приказу от 15.02.2000 г. N 80 следует, что на жилищную комиссию воинской части возлагается: учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий); ведение списков военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Согласно п. 29 названного Приказа, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку.
Судом установлено, что Калугин В.В. по линии Министерства обороны РФ жильем не обеспечивался, зарегистрирован и проживает по "адрес". Указанное жилое помещение общей площадью 31 кв.м. состоит на балансе муниципального имущества администрации Поздеевского сельсовета, находится в аварийном состоянии, непригодно для проживания. Совместно с истцом по данному адресу зарегистрированы по месту жительства и проживают жена ФИО3, сын ФИО1, невестка ФИО4, внук ФИО2.
Таким образом, истец в период прохождения военной службы и увольнения нуждался в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 62985 от 15.05.2009 года, военнослужащий Калугин В.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как не имеющий жилой площади для постоянного проживания.
Перед увольнением 29.05.2009 года Калугин В.В. командиру войсковой подал рапорт об увольнении в запас, в котором указал, что жильем на момент увольнения не обеспечен, проживает в муниципальном жилье, с исключением из списка личного состава до обеспечения ГЖС не согласен. Просьба Калугин В.В. об обеспечении ГЖС указана в листе его беседы с должностными лицами войсковой части (л.д. 31-38).
При установленных обстоятельствах, Калугин В.В. начиная с 15.05.2009 года должен стоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, учитывая, что он не давал согласие на увольнение без предоставления ему жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Калугина В.В. полностью.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 16 января 2017 года по делу по иску Калугина В. В. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования Калугина В. В. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма удовлетворить.
Признать незаконным решение ФГКУ "Востокрегионжилье" от 22 сентября 2016 года об отказе в постановке Калугина В. В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Возложить на ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ обязанность поставить Калугина В. В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 15 мая 2009 года.
Апелляционную жалобу истца Калугина В. В. удовлетворить.
Председательствующий: О.М. Шилова
Судьи: К.В. Аноприенко
С.П. Пороховой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.