Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Чемякиной И.А.
судей Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.,
при секретаре Диановой О.С.
рассмотрев в судебном заседании 12 апреля 2017 года административное дело по административному иску прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Хабаровска о признании бездействия незаконным, по апелляционной жалобе Администрации г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 января 2017 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителя администрации г.Хабаровска Даниленко Е.С., прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Доськовой Т.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г.Хабаровска действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации г.Хабаровска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и возложении обязанности обустроить лестницу, расположенную напротив здания по ул.Ленинградской, 46 в г.Хабаровске наружным пандусом в соответствии с установленными федеральным законом требованиями. Ссылаясь что прокуратурой г.Хабаровска по обращению И.о. заместителя мэра, председателя Комитета Администрации г.Хабаровска по управлению Железнодорожным районом ФИО1, проведена проверка в ходе которой установлено, что на пути следования от пешеходного перехода по ул.Стрельникова до административного здания Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования, расположенного по ул. Ленинградская, 44 в г.Хабаровске, имеется лестница без оборудованного наружного пандуса, что создает препятствие для следования маломобильных групп населения. Данный участок расположен на землях общего пользования Городского округа "Город Хабаровск", а поскольку Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования осуществляет ряд значимых для инвалидов социальных услуг, указанный участок является наиболее востребованным для следования по нему маломобильных групп граждан от остановки общественного транспорта "Гостиница Заря" и "Кафедральный собор". Полагает, что Администрация города самоустранилась от выполнения полномочий, установленных ст.15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", тем самым нарушив права маломобильных групп населения, гарантированных ст.ст. 2, 19, 20, 41 Конституции РФ.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 11.01.2017 года требования удовлетворены. Бездействие Администрации г.Хабаровска признано незаконным. На Администрацию г. Хабаровска возложена обязанность обустроить лестницу, расположенную напротив здания по ул.Ленинградская, 46 в г. Хабаровске наружным пандусом в соответствии с установленными федеральным законодательством требованиями.
В апелляционной жалобе представитель Администрация г.Хабаровска Даниленко Е.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований. Считает, что все правовые акты, на которых основывает свои требования прокурор, а также указывает суд в мотивировочной части решения, направлены на урегулирование правоотношений, возникающих при обеспечении условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры - объектам недвижимости, однако лестница, расположенная возле здания по ул. Ленинградской, 46 объектом социальной инфраструктуры не являются. Кроме того, земельный участок, на котором расположена указанная лестница, не расположен на землях общего пользования Городского округа "Город Хабаровск".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотрены, действующим с 01.01.2013, Сводом правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП-59.13330.2012), утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 605.
Согласно п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.
Как установлено судом, прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска по обращению И.о. заместителя мэра, председателя Комитета Администрации г.Хабаровска по управлению Железнодорожным районом ФИО1 о несоблюдении требований обустройства элементами доступности административного здания по ул. Ленинградской, 46, в г. Хабаровске выраженное в отсутствии пандуса, проведена проверка в ходе которой установлено, что на пути следования от пешеходного перехода по ул. Стрельникова до административного здания Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования, расположенного по ул.Ленинградская, 46 в г.Хабаровске, имеется препятствие для передвижения маломобильных групп граждан (инвалидов), а именно лестница, которая не оборудована наружным пандусом.
Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра по Хабаровскому краю от 11.10.2016 года земельный участок, на котором расположена лестница напротив здания по ул.Ленинградская, 46 на пути следования от пешеходного перехода по ул. Стрельникова до административного здания ГУ - ХРО ФСС РФ расположенного по ул.Ленинградская, 46, в точках 100-102, расположен на землях общего пользования Городского округа "Город Хабаровск".
Поскольку, условия для беспрепятственного посещения ГУ - ХРО ФСС РФ маломобильными группами населения не созданы, что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности, нарушает их конституционные права на достойную жизнь, то суд обоснованно удовлетворил иск прокурора, признав бездействие со стороны Администрации г.Хабаровска незаконными и обязал административного ответчика обустроить лестницу, расположенную напротив здания по ул.Ленинградская, 46 в г.Хабаровске наружным пандусом в соответствии с установленными федеральным законодательством требованиями.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанными в решении суда нормами закона на администрацию возложена обязанность лишь по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры - объектам недвижимости, тогда как лестница, расположенная возле здания по ул. Ленинградской, 46 объектом социальной инфраструктуры не являются, основан на неверном толковании норм материального права.
В силу п."а" ст.9 "Конвенции о правах инвалидов", чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Это меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Так как указанная лестница, не оборудованная пандусом, ограничивает доступ к зданию ГУ - ХРО ФСС РФ, являющегося объектом социальной инфраструктуры, суд пришел к правильному выводу, что административным истцом не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к указанному зданию, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Доводы жалобы о том, что земельный участок, на котором расположена указанная лестница, не расположен на землях общего пользования Городского округа "Город Хабаровск", не могут являться основанием для ограничения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом, а потому не влекут отмену законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 11 января 2017 года по административному делу по административному иску прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Хабаровска о признании бездействия незаконным - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Хабаровска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Чемякина И.А.
Судьи Герасимова О.В.
Позднякова О.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.