Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Долгополова Т.В.,
судей Паксимади Л.М., Редько Е.П.,
при секретаре Шумиловой У.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шулькина А.А. о признании решения администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края незаконным, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе представителя административного истца Шулькина А.А. - Сукало В.А. на решение Абаканского городского суда от 27 января 2017 г., которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Паксимади Л.М., объяснения представителя административного истца Сукало В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шулькин А.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском. Требования мотивировал тем, что 18 октября 2016 г. на официальном сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение о возможном предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, площадью 995 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. 11 ноября 2016 г. административный истец по почте направил в администрацию Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (далее - Администрация) письменное заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка, которое было получено Администрацией 22 ноября 2016 г., хотя в почтовое отделение с.Частоостровское письмо прибыло еще 15 ноября 2016 г. Решением от 28 ноября 2016 г. N 153 Администрация сообщила, что заявление Шулькина А.А. не рассматривается, так как оно поступило 17 ноября 2016 г., то есть после истечения 30-дневного срока с момента публикации извещения. Шулькин А.А. полагал, что правила исчисления любых календарных сроков установлены ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку в ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не установлены специальные сроки. Указал, что заявление подано до 17 ноября 2016 г., а значит, момент получения заявления Администрацией юридического значения не имеет. Просил признать решение администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 28 ноября 2016 г. N153 незаконным, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Шулькина А.А. от 11 ноября 2016 г. в 10-дневный срок.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
До судебного заседания от представителя административного истца Сукало В.А. поступили дополнительные пояснения по административному иску (л.д. 42-45), в которых, приводя положения ст. 39.18 ЗК РФ, главы 11 ГК РФ, представитель настаивал, что значимым является дата отправления заявления, а не дата его получения Администрацией.
От представителя административного ответчика до судебного заседания поступил отзыв на административный иск (л.д. 47-48), в котором он пояснил, что началом исчисления календарных сроков рассмотрения заявления является дата поступления заявления в Администрацию, а не дата отправки самого заявления. Просил в удовлетворении требований отказать.
Суд постановилрешение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказал в полном объеме (л.д. 54-61).
Не согласившись с решением, представитель административного истца Сукало В.А. подал апелляционную жалобу (л.д. 67-72), в которой просит решение отменить и принять новое об удовлетворении требований. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Полностью воспроизводя доводы, изложенные в административном иске и дополнительных пояснениях к нему, цитируя положения земельного и гражданского законодательства Российской Федерации, настаивает, что согласно статье 39.18 ЗК РФ имеет юридическое значение именно дата направления заявления о намерении участвовать в аукционе, а не дата его получения Администрацией. По смыслу статей 39.11, 39.12 ЗК РФ, при проведении аукциона, наоборот, имеет значение дата поступления в срок заявления в уполномоченный орган. В настоящем случае процедуры аукциона не было. Правила исчисления сроков при процедуре аукциона и сбора заявлений о намерении участвовать в аукционе различаются.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 9 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 данной статьи в извещении указываются, в том числе:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 ЗК РФ).
Пунктом 5 ст. 39.18 ЗК РФ определено, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Пунктом 7 вышеуказанной нормы предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 6 ст. 39.12 ЗК РФ заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что административным ответчиком 18 октября 2016 г. в соответствии с требованиями п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ на официальном сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, площадью 995 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (л.д. 8). Основание размещения извещения - заявление о предоставлении земельного участка. Установлена дата окончания приема заявлений от лиц, намеревающихся участвовать в аукционе, - 17 ноября 2016 г. в 16-00 час.
В Администрацию Шулькиным А.А. 11 ноября 2017 г. направлено заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже или аукционе на право заключения договора аренды вышеназванного земельного участка (л.д.9).
Указанное заявление направлено посредством почтой связи, что подтверждается квитанцией от 11 ноября 2016 г. (л.д. 10), и получено администрацией Частоостровского сельсовета 22 ноября 2016 г., что усматривается из почтового уведомления (почтовый идентификатор N, л.д. 11).
Доказательства представления административному ответчику аналогичного заявления в установленный в извещении срок нарочным либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в материалы дела не представлены.
В связи с тем, что установленный срок приема заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного выше земельного участка был окончен 17 ноября 2016 г., административный ответчик решением от 28 ноября 2016 г. N 153 отказал Шулькину А.А. в приеме его заявления, поступившего в адрес администрации Частоостровского сельсовета 23 ноября 2016 г. за вход. N 266 (л.д. 13).
Руководствуясь вышеприведенными нормами, установив обстоятельства по делу в совокупности с доказательствами, принимая во внимание несвоевременное обращение Шулькина А.А. в Администрацию, суд первой инстанций пришел к выводу о правомерности отказа административного ответчика в приеме заявления о намерении участвовать в аукционе, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда постановлены при правильном применении норм права, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для их переоценки.
Судом первой инстанции верно отклонен довод Шулькина А.А. о том, что исчисление сроков, в том числе, для обращения с заявлением на участие в аукционе на представление земельного участка в аренду, подлежит исчислению в соответствии с нормами гражданского законодательства, в частности, ст. 194 ГК РФ, а не земельного законодательства, так как в силу п.3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Положения ст. 39.18 ЗК РФ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ и подлежат применению к спорным правоотношениям.
Довод подателя жалобы о том, что ст. 39.18 ЗК РФ, регламентирующая порядок сбора заявок, в отличие от ст. 39.12 ЗК РФ (устанавливающей порядок проведения аукциона), содержит право на подачу заявления в тридцатидневный срок с даты опубликования извещения, отклоняется судебной коллегией, поскольку заявитель жалобы не учитывает, что срок подачи заявки в порядке ст. 39.18 ЗК РФ ограничен нормой, регулирующей срок принятия решения уполномоченным органом для настоящего случая (если не поступили иные заявления) - по истечении тридцати дней с даты опубликования извещения (п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ).
В данном случае заявление Шулькина А.А. в порядке ст. 39.18 ЗК РФ поступило 23 ноября 2016 г., а уполномоченный орган обязан был в силу императивной нормы земельного законодательства принять решение по истечении тридцати дней с даты опубликования извещения (то есть не позднее 18 ноября 2016 г.).
Иное исчисление срока подачи заявления в порядке ст. 39.18 ЗК РФ вело бы к произвольным действиям уполномоченного органа и давало бы ему не основанное на законе право принимать заявления потенциальных участников аукциона неопределенное время.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену судебного решения, поскольку сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, и потому не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию стороны административного истца, выраженную в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 27 января 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Шулькина А.А. - Сукало В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Долгополова
Судьи: Л.М. Паксимади
Е.П. Редько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.