Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Варнавского В.М., Александровой Л.А.
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2016 года
по делу по иску Шкода Ю. Ф. к войсковой части 52929, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, о признании неправомерными действий, признании права на обеспечение жильем по избранному месту жительства, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи А. Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шкода Ю.Ф. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ), указав, что проходил военную службу по контракту с *** год, в войсковой части 29551 в ЗАТО Сибирский Алтайского края. Уволен с военной службы приказом командующего РВСН от ДД.ММ.ГГ *** (с изменениями от ДД.ММ.ГГ, приказ ***) по п. п. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и исключён из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГ приказом командира войсковой части *** от ДД.ММ.ГГ ***. Продолжительность военной службы составила *** года.
Во время прохождения военной службы, он обратился к командиру войсковой части *** с рапортом, в котором высказал своё желание изменить после увольнения с военной службы место жительства. Его рапорт был положительно рассмотрен, и он полагал, что включен в очередь.
После увольнения с военной службы ему предложили написать еще одно заявление на предоставление сертификата. По неизвестным причинам заявления и документы на получение жилья не были переданы в уполномоченный орган Министерства обороны (ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ).
В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте, он обратился в ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ для постановки на учёт нуждающихся в получении жилого помещения.
Решением начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ от ДД.ММ.ГГ *** отказано в постановке на такой учёт, ввиду того, что заявитель не был признан нуждающимся в получении жилого помещения во время прохождения военной службы.
С таким решением ответчика истец не согласен, полагает, что в силу основания увольнения и выслуги лет приобрел право на получение жилого помещения по избранному месту жительства. В настоящее время он проживает в квартире, предоставленной по месту прохождения военной службы. Это жильё относится к муниципальному жилищному фонду социального использования. Жилья в собственности не имеет.
Просит признать незаконным и обязать отменить решение начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжильё" МО РФ от ДД.ММ.ГГ ***; признать право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства; обязать ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" MО РФ вынести решение о признании Шкода Ю.Ф. нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства "адрес"; обязать ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" MО РФ принять его на учёт нуждающихся в жилом помещении в избранном месте жительства, "адрес", с ДД.ММ.ГГ в целях дальнейшего предоставления во внеочередном порядке жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения; признать незаконным бездействие должностных лиц войсковой части 52929, связанное с реализацией права на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично.
Суд постановил:признать за Шкода Ю.Ф. право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
Признать незаконным и отменить решение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в принятии Шкода Ю.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ принять Шкода Ю.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном им постоянном месте жительства с момента подачи заявления о постановке на учет.
В остальной части иска отказать.
В части требований Шкода Ю.Ф. к войсковой части *** отказать.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы со ссылкой на ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N76 "О статусе военнослужащих", Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденную Приказом Министра обороны Российской Федерации 30.09.2010 г. N 1280, ответчик указал, что в период прохождения военной службы истец не признавался нуждающимся, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял и не состоит, на момент обращения в уполномоченный орган статус военнослужащего у него отсутствует, документы представил после прекращения военной службы. Заявление о постановке на учет нуждающихся подано после даты исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, в связи с чем истец не может быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В возражении на апелляционную жалобу истец указывает на необоснованность ее доводов, дополнительно ссылаясь на подпункт "и" пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, предусматривающего, что основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются в том числе избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Указанное основание является самостоятельным для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Истец полагает, что при наличии необходимого стажа военной службы после увольнения, отсутствия жилья в собственности, а также обращение с рапортом о предоставлении жилого помещения, решение суда об удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.
На заседании судебной коллегии представитель истца Кожа Н.М. по доводам жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно жалобы возражений, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения иска, по основаниям п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из следующего.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ *** (с изменениями от ДД.ММ.ГГ, приказ ***) истец уволен и исключён из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГ приказом командира войсковой части *** от ДД.ММ.ГГ *** по истечении срока контракта. Продолжительность военной службы составила *** года.
Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ *** от ДД.ММ.ГГ (судом ошибочно указано ДД.ММ.ГГ), истцу отказано в принятии на учёт нуждающихся в получении жилого помещения со ссылкой на Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 80, ввиду отсутствия: рапорта о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства; решения жилищной комиссии воинской части о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма; данных о нахождении военнослужащего в базе "Учет" по ФГКЭУ КЭЧ района.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции признал факт обращения истца ДД.ММ.ГГ с рапортом на имя командира войсковой части *** о внесении его в списки на жилье (л.д. 22), а также установилфакт обращения истца о включении в программу "Государственные жилищные сертификаты" для приобретения жилья в "адрес" (л.д.23), в связи с чем пришел к выводу, что истец должен был быть включен в список военнослужащих, нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права, не соответствуют обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что с военной службы истец был уволен ДД.ММ.ГГ по п. п. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта), военную службу проходил по контракту с 1981 года.
На момент увольнения истца с военной службы действовал Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998.
Согласно Правилам (пункты 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов (п. 12).
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с п. 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления (п. 14).
Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок (п. 16).
На основании ст. 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в пункт 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи абзацем 2 пункта 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" было установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет.
Из анализа приведенных выше норм права, которые не учел суд первой инстанции, следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.
С 01.01.2011 абзац 2 п. 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в приведенной выше редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ.
В соответствии с названным Законом статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В нарушение указанной нормы права истец не представил суду первой инстанции доказательств тому, что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию воинской части либо в орган местного с самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Не представлено истцом и доказательств того, что до 01 января 2005 года он был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы, признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения.
Выводы суда первой инстанции о том, что истец, обратившись с рапортом *** на имя командира войсковой части *** должен был быть принят на учет, а также после увольнения с военной службы истец предпринимал действия, направленные на постановку на учет как нуждающегося в жилом помещении, не соответствую обстоятельствам дела.
Представленный стороной истца в материалы дела рапорт от *** (л.д.22), а также заявление, датированное *** (л.д.23) не могут расцениваться как исполнение указанной обязанности.
Вывод о том, что истец не был своевременно поставлен на учет по списку военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения, по вине ответчика, не основан на доказательствах.
Учитывая, что истец в период военной службы и до ДД.ММ.ГГ не состоял на учете в списке граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилого помещения, отказ в постановке истца на учет нуждающихся в жилом помещении является законным.
Доводы возражений истца относительно того, что подпункт "и" пункта 7 Правил учета военнослужащих ... , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.1998 N 1054, является самостоятельным основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, основан на неправильном понимании норм материального права.
В соответствии со ст. 328 п. 2 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку судом первой инстанции не были приняты во внимание изложенные выше обстоятельства, что повлекло за собой принятие незаконного и необоснованного решения, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ***
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить в части удовлетворения иска Шкода Ю. Ф. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, признании незаконным и отмене решения ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, понуждении ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ принять на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства с момента подачи заявления о постановке на учет, принять в указанной части новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.