Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации г.Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 29 ноября 2016 года по делу
по иску Г.Е.И. к администрации г.Рубцовска Алтайского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.Е.И. обратилась в суд с иском к администрации г.Рубцовска Алтайского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований Г.Е.И. указано, что она на основании ордера от 08 сентября 1994 года является нанимателем жилого помещения по адресу: "адрес".
С 22 мая 1987 года Г.Е.И. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Ответом от 25 апреля 2016 года истцу разъяснено, что ремонт жилого помещения признан экономически нецелесообразным, предложено обратиться в администрацию г.Рубцовска для предоставления жилья.
Ответами от 18 августа 2016 года, от 22 августа 2016 года истцу разъяснено, что свободных жилых помещений, пригодных для проживания, соответствующих санитарным и экономическим требованиям, нет в наличии, рассматривается вопрос о предоставлении жилья в маневренном фонде.
В соответствии с ответом прокуратуры г. Рубцовска от 19 августа 2016 года установлен факт нарушения жилищных прав Г.Е.И., поскольку у нее отсутствует жилье, она вынуждена менять одно место пребывания на другое.
На основании изложенных обстоятельств, Г.Е.И. просила суд обязать администрацию г.Рубцовска предоставить ей благоустроенную квартиру в доме капитального типа в черте г.Рубцовска Алтайского края, общей площадью не менее установленной в г.Рубцовске учетной нормы на каждого члена семьи, отвечающую установленным требованиям.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 29 ноября 2016 года исковые требования Г.Е.И. удовлетворены.
На администрацию г.Рубцовска Алтайского края возложена обязанность предоставить Г.Е.И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, в черте г.Рубцовска Алтайского края, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 35,90 кв.м., жилой площадью не менее 23,50 кв.м.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г.Рубцовска Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: г "адрес", межведомственной комиссией аварийным, непригодным для проживания, не признавалось. Акт обследования жилого помещения не может служить основанием для предоставления жилого помещения.
Полагает, что жилое помещение пришло в непригодное для проживания состояние, в связи не осуществлением нанимателем, а также членами его семьи, в течение длительного времени обязанности по надлежащему его содержанию.
Кроме того, по состоянию на 01 сентября 2016 года у Г.Е.И. имеется задолженность за найм указанного жилого помещения.
Истцу неоднократно разъяснялся порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, однако надлежащих мер к этому Г.Е.И. не предпринимала, в комиссию не обращалась, заключение о признании помещения аварийным, либо непригодным для проживания, не издавалось. У администрации г.Рубцовска отсутствуют основания для предоставления жилого помещения истцу в соответствии со ст.ст.86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, жилые помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляются в порядке очередности.
Выводы суда о том, что прокуратурой г.Рубцовска установлены нарушения жилищных прав истца, также являются несостоятельным, поскольку, администрацией г.Рубцовска на представление прокурора о несоблюдении жилищного законодательства и нарушении прав истца дан ответ, в котором указано что, жилое помещение, предоставленное Г.Е.И., в установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось, а также о том, что истцом не соблюдались установленные ЖК РФ обязанности по содержанию жилого помещения. Было доведено до сведения прокурора, что истец не ставил в известность наймодателя о том, что фактически выбыл и не проживает в данном жилом помещении, а также не просил собственника жилого помещения, принять меры по его сохранению в связи с временным его выбытием. После чего иных мер прокурорского реагирования не последовало, в связи, с чем администрация г.Рубцовска полагает, что установлено отсутствие нарушения жилищных прав истца.
В возражении на апелляционную жалобу истец Г.Е.И., указывая на необоснованность ее доводов, просит решение суда оставить без изменения.
На заседании судебной коллегии представитель истца С.Е.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, на заседание судебной коллегии не явились, в связи с чем на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации г.Рубцовска от 08 сентября 1994 года ***, ордера *** серии 094, выданного исполнительным комитетом городского совета народных депутатов г.Рубцовска 08 сентября 1994 года, Г.Е.И. предоставлено жилое помещение - "адрес" на состав семьи - 4 человека, в том числе Г.Ю.В. - сын, Г.В.В. - дочь, Г.В.В. - сын (л.д.6).
Указанное жилое помещение числится в реестре муниципальной собственности (л.д.56).
Согласно справке филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю Рубцовского отделения от 17 мая 2016 года ***, Г.Е.И. не имеет жилых строений, помещений, зарегистрирована по адресу: "адрес", общей площадью - 35,90 кв.м., жилой площадью - 23,50 кв.м., которое числиться за Муниципальным образованием г. Рубцовска (л.д.11).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанное выше жилое помещение, что подтверждается уведомлением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю *** от 03 октября 2016 года (л.д.25).
Истец неоднократно обращалась в администрацию г.Рубцовска Алтайского края по вопросу предоставления жилого помещения.
Специалистами управления администрации г.Рубцовска по ЖКДХ и благоустройству осмотрено жилое помещение "адрес", по результатам которого 20 апреля 2016 года составлен акт обследования муниципального жилого помещения.
В акте указано, что при визуальном обследовании вышеуказанного жилого помещения установлено: 1.Кровля - шиферная, сколы, отсутствуют элементы шиферного покрытия, стропила, обрешетка имеют следы гнили, прогибы - требуется замена; 2. Перекрытия - местами рухнули щиты наката, штукатурка отвисла, в некоторых местах отпала - требуется полная замена балок и щитов наката; 3. Фундамент - цоколь разрушен и над ним произошло выпадение кирпичей - требуется ремонт; 4. Отмостка - отсутствует; 5. Веранда, крыльцо - отсутствуют; 6. Входная дверь - от другого помещения, дверная коробка поведена и поражена гнилью; 7. Несущие стены - кирпичные, вертикальные трещины по всей поверхности, выпадение кирпичей, изнутри помещения отсутствует кладка снизу оконных проемов; 8. Пол - отсутствует 100 %, нет лаг, бетонных тумб под лаги; 9. Внутренние перегородки, внутренняя отделка - отсутствуют 100 %; 10.Нет печи и печной трубы; 11. Оконные блоки - отсутствуют, на момент обследования забиты горбылем.
Представители управления администрации г. Рубцовска по ЖКДХ и благоустройству пришли к выводам, что жилое помещение на момент обследования непригодно для постоянного проживания. Требуется капитальный ремонт жилого помещения, который экономически нецелесообразен (л.д.7).
Из ответа администрации г.Рубцовска Алтайского края от 25 апреля 2016 года *** на обращение Г.Е.И. по вопросу ремонта жилого помещения "адрес" следует, что специалистами управления администрации г.Рубцовска по ЖКДХ и благоустройству было произведено визуальное обследование жилого помещения, проведение ремонтных работ по восстановлению квартиры и приведению ее в состояние, отвечающее санитарно-техническим условиям, технически не возможно и экономически не целесообразно. Г.Е.И. предложено обратиться с заявлением в жилищный комитет администрации г.Рубцовска о выделении жилого помещения для постоянного проживания (л.д.58).
Управлением администрации г.Рубцовска по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и благоустройству от 09 июня 2016 года *** Г.Е.И. направлен ответ на ее заявление, из которого следует, что у администрации г.Рубцовска нет возможности и законных оснований для предоставления истцу иного жилого помещения по договору социального найма, поскольку жилое помещение по "адрес" не признано непригодным для проживания. Денежные средства на проведение ремонта указанного жилого помещения у администрации г.Рубцовска отсутствуют. При этом заявителю дано разъяснение о том, что в администрации г.Рубцовска на постоянной основе создана межведомственная комиссия по признанию жилого помещения непригодным для постоянного проживания. Согласно постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 года *** признание комиссией жилого помещения непригодным для постоянного проживания основывается только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. Кроме того, разъяснен порядок обращения в межведомственную комиссию с вопросом о признании жилого помещения непригодным для проживания. При согласии истца администрация г.Рубцовска рассмотрит возможность предоставления Г.Е.И. жилого помещения маневренного фонда для временного проживания (л.д.61).
Ответом администрации г.Рубцовска от 18 августа 2016 года *** в предоставлении какого-либо жилого помещения вне очереди отказано в связи с отсутствием свободных жилых помещений, пригодных для проживания, отвечающих санитарным и техническим требованиям. Указано, что истец состоит на учете по улучшению жилищных условий с 22 мая1987 года в общей очереди под *** и в очереди многодетных семей под ***. Администрация г.Рубцовска рассмотрит вопрос о предоставлении жилого помещения муниципального маневренного фонда для временного проживания (л.д.8).
Дополнительно администрация г.Рубцовска Алтайского края в ответе от 22 августа 2016 года *** указала, что в настоящее время вышеуказанное жилое помещение пришло в непригодное для проживания состояние, в связи с ненадлежащим его содержанием. Предоставить истцу какое-либо жилье по договору социального найма не представляется возможным, в связи с отсутствием свободных жилых помещений, пригодных для проживания, отвечающих санитарным и техническим требованиям (л.д.9).
По результатам проведенной прокуратурой г.Рубцовска Алтайского края проверки по обращению Г.Е.И. о бездействии администрации г.Рубцовска по сохранности муниципального имущества истцу 19 августа 2016 года сообщено, что администрацией г.Рубцовска не принимается мер к обеспечению надлежащего технического состояния жилого помещения по адресу: "адрес", до настоящего времени не решен вопрос о проведении капитального ремонта жилого помещения, не определен источник финансирования данных работ, в связи с чем, истец и члены ее семьи остались без места постоянного проживания. В целях устранения выявленных нарушений закона, прокуратурой г.Рубцовска внесено представление первому заместителю главы администрации г.Рубцовска (л.д.10).Разрешая спор, руководствуясь положениями ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 33, 42, 47, 49 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", п.1 ч.3 ст.16, ст.51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.3, п.4, п.5 ст.7 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования г.Рубцовск Алтайского края, принятого решением Рубцовского
городского Совета депутатов Алтайского края от 20 октября 2011 года N678, п.37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции удовлетворил исковые требования истца, возложив на администрацию г.Рубцовска Алтайского края обязанность предоставить Г.Е.И. благоустроенное жилое помещение в черте г.Рубцовска Алтайского края, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 35,90 кв.м., жилой площадью не менее 23,50 кв.м. При этом суд исходил из того, что на основании акта от 20 апреля 2016 года жилое помещение, в котором проживает Г.Е.И., не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодно для проживания. Истец не имеет в собственности иного жилья, состоит на учете по улучшению жилищных условий с 22 мая 1987 года в общей очереди под *** и в очереди многодетных семей под ***. Социальные выплаты на ремонт или приобретение жилого помещения ей не предоставлялись. Истец является нуждающейся в жилом помещении. Факт отсутствия заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, при наличии акта обследования муниципального жилого помещения, не может служить основанием для ограничения прав истца, на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, неисполнение администрацией возложенных на нее обязанностей по признанию жилого помещения непригодным для проживания в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, при наличии обращения Г.Е.И., не освобождают ответчика от обязанностей по обеспечению истца жилым помещением взамен ранее ей занимаемого. Действующим законодательством предусмотрено, что в случае признания жилого помещения непригодным для проживания предусмотрено предоставление вне очереди другого жилого помещения взамен занимаемого жилого помещения. Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, нуждающимся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.Судебная коллегия, полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в связи с чем неверно установлены обстоятельства по делу, приняв за основу акт обследования муниципального жилого помещения от 20 апреля 2016 года.Частью 4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения). В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения). В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Обратившись в суд с иском к администрации г.Рубцовска о предоставлении жилого помещения, Г.Е.И. в обоснование заявленных исковых требований ссылалась на то, что занимаемое ею жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии, а ответчик отказывает ей в предоставлении жилья. Однако, установленная законодательством процедура признания жилого помещения непригодным для проживания, истцом не соблюдена. Доказательств того, что в целях защиты своих законных прав и интересов Г.Е.И. обращалась с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию и орган местного самоуправления по вопросу принятия решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания, в суд первой инстанции истцом не представлено. Поскольку решения по вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания межведомственной комиссией не принималось, действия (бездействие) органов местного самоуправления при разрешении постановленного вопроса не обжалованы и незаконными не признаны, наличие акта обследования муниципального жилого помещения от 20 апреля 2016 года не является основанием для признания жилого помещения непригодным, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные Г.Е.И. исковые требования, при указанных выше обстоятельствах по делу, не могут быть удовлетворены. В связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесение нового решения об отказе Г.Е.И. в удовлетворении исковых требований.Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 29 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Г.Е.И. к администрации г.Рубцовска Алтайского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Апелляционную жалобу ответчика администрации г.Рубцовска удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Федорова Ю.Ю. Дело N33-3124/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
22 марта 2017 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации г.Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 29 ноября 2016 года по делу
по иску Г.Е.И. к администрации г.Рубцовска Алтайского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 29 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Г.Е.И. к администрации г.Рубцовска Алтайского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Апелляционную жалобу ответчика администрации г.Рубцовска удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.