Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новоселовой Е.Г.,
судей Рудь Е.П., Храмцовой В.А.,
при секретаре Савищевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика краевого государственного казенного учреждения "Региональное жилищное управление" на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 25 января 2017 года по делу
по иску прокурора города Бийска Алтайского края в интересах Б.В.В. к краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Бийска обратился в суд в интересах Б.В.В. с исковым заявлением к краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" (далее КГКУ "Региональное жилищное управление"), в котором просил предоставить Б.В.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения в границах "адрес", общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру, то общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м.
В обоснование требований указал, что Б.В.В. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет прав на жилые помещения, в связи с чем подлежит обеспечению жилыми помещениями по дате постановки на учет.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25.01.2017 исковые требования истцов удовлетворены и постановлено.
Обязать краевое государственное казенное учреждение "Региональное жилищное управление" предоставить Б.В.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее "данные изъяты" кв. м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее "данные изъяты" квадратных метров, в границах "адрес".
В апелляционной жалобе ответчик просил решение суда отменить и принять новое решение об установлении срока для исполнения решения суда.
В качестве доводов несогласия с выводами суда ответчик, приводя содержание законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, указал на отсутствие обязанности по предоставлению истцу жилья во внеочередном порядке помимо Списку, сформированному Главным управлением и отсутствии нарушения прав Б.В.В. в связи с включением ее в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
Полагает, что принятием решения о внеочередном предоставлении жилого помещения материальному истцу будут нарушены права неопределенного круга лиц, включенных ранее истца в Список, с даты подачи заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях.
Автор жалобы указал, что поскольку обязанность по предоставлению жилых помещений данной категории граждан на КГКУ "Региональное жилищное управление" возложена с ДД.ММ.ГГ, то вывод суда о достаточности времени для обеспечения истца жилым помещением не соответствует обстоятельствам дела.
Ссылаясь на положения Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ответчик указал на необходимость предоставления срока для проведения мероприятий по приобретению жилья, а также ограничения в финансировании бюджетом края.
В письменных возражениях прокурор, участвовавший в деле, просил решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы, прокурор высказал возражения против отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Истец Б.В.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты" "данные изъяты"
На основании приказа "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ *** сведения о Б.В.В. включены в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по дате постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - ДД.ММ.ГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГ номер истца в списке - "данные изъяты".
Согласно сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ", Росреестра по Алтайскому краю Б.В.В., ее сын Б.Ю.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, в приватизации не участвовали, строений и помещений в собственности не имеют. Сведения о закреплении за истцом жилого помещения ответчиком не представлены.
Судом установлено, что Б.В.В. совместно с сыном фактически проживает в доме, не принадлежащем ей по праву собственности по адресу: "адрес" на основании фактического предоставления.
С учетом положений ст.98.1,109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст.17-1,17-2 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", п.3.2 Постановления Администрации Алтайского края от 28.07.2014 N351 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" суд пришел к выводу об удовлетворении требований истцов, поскольку Б.В.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по достижению совершеннолетия жильем не обеспечена, в собственности жилья не имеет, своевременно и в установленном порядке обратилась с заявлением в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, была включен в Список на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечена жильем.
Также суд пришел к выводу, что поскольку жилое помещение истцу должно было предоставлено до достижения "данные изъяты" возраста, что не было сделано, то единственным способом защитить нарушенное право Б.В.В. на получение жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда является понуждение ответчика к совершению конкретных действий на основании судебного акта.
Не согласился суд первой инстанции с доводами ответчика об установлении в соответствии со ст.206 ГПК РФ срока для совершения действий, направленных на исполнение судебного постановления, поскольку истец на учете состоит с ДД.ММ.ГГ и у органов местного самоуправления имелось достаточно времени для исполнения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.
С данными выводами суда, которые в решении мотивированы, судебная коллегия соглашается.
В силу положений вышеприведенного законодательства реализация права детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение специализированным жильем связана с достижением возраста 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончанием срока пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также обращением с заявлением о включении в список таких лиц.
Содержащиеся в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" положения о том, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не устанавливает положения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующей категории граждан в соответствии с какой-либо очередностью.
Формирование субъектом Российской Федерации Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, само по себе включение истца в Список не свидетельствует о реализации истцом социальной гарантии в виде обеспечения жилым помещением и не является основанием для отказа в иске, как ошибочно полагает ответчик.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что для исполнения решения необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения судебная коллегия также находит несостоятельным, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств.
Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено право, а не обязанность суда устанавливать срок для исполнения решения суда. С учетом того, что истец включена в Список ДД.ММ.ГГ и с этого времени прошло более четырех лет, то судебная коллегия соглашается с мотивами, по которым суд первой инстанции не нашел оснований для предоставления фактически отсрочки исполнения решения суда, направленного на защиту социальных прав истца.
Все доводы ответчика, в том числе приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им правильную оценку и обоснованно признал эти доводы несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 25 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика краевого государственного казенного учреждения "Региональное жилищное управление" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.