Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Довиденко Е.А., Ромашовой Т.А.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
ответчика краевого государственного казенного учреждения "Региональное жилищное управление" на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 января 2017 по делу по иску Каранда В. А. к краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" о признании права на предоставление жилого помещения, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каранда В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" (далее КГКУ "Региональное жилищное управление") о признании права на предоставление жилого помещения, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истцом указано на то, что Каранда В.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее родители лишены родительских прав: отец ДД.ММ.ГГ, мать ДД.ММ.ГГ. Постановлением администрации Петропавловского района Алтайского края от 12.11.2001 Каранда В.А. поставлена на регистрационный учет по получению жилой площади детей-сирот, находящихся в учреждении общественного воспитания.
Постановлением администрации Петропавловского района Алтайского края от 28.02.2000 N 5 Каранда В.А. поставлена на регистрационный учет по внеочередному получению жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за истцом не закреплено, в собственности жилых помещений не имеет.
С 03.03.1993 Каранда В.А. находилась на полном государственном обеспечении в Сычевском детском доме Смоленского района Алтайского края. После выпуска из детского дома с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ обучалась в Профессиональном училище N82 в с. Смоленское Смоленского района Алтайского края. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ обучалась в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ находилась под стражей. Приговором Смоленского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ осуждена к лишению свободы на срок "данные изъяты" года условно. На основании приговора Измайловского районного суда г. Москвы от 28.12.2012 находилась в местах лишения свободы в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
Приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 29.07.2016 Каранда В.А. отказано во включении в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что возраст заявителя превышает 23 года.
Истец считает отказ незаконным, поскольку до достижения 23 лет жилое помещение не было ею получено не по ее вине.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истица просила суд с учетом уточнения требований просила признать за Каранда В.А. право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и возложить на КГКУ "Региональное жилищное управление" обязанность включить Каранда В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставить Каранда В.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда Алтайского края по общей площадью не менее 33 кв.м., а если оно представляет благоустроенную однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 28 кв.м., в границах муниципального образования города Бийска Алтайского края в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 января 2017 исковое заявление удовлетворено.
Признано за Каранда В.А. право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Краевое государственное казенное учреждение "Региональное жилищное управление" обязано включить Каранда В.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставить Каранда В.А., "данные изъяты" года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения в пределах муниципального образования г.Бийска Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв. м., в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ответчик краевое государственное казенное учреждение "Региональное жилищное управление" просит об отмене решения, ссылаясь на то, что правом на социальную поддержку, предусмотренную Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставленным указанной категории граждан до достижения ими 23-х лет истица своевременно не воспользовалась, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не встала, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не представила.
Впервые Каранда В.А. обратилась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в возрасте 29 лет, то есть после утраты соответствующего статуса. Правовая неграмотность, а также нахождение в исправительных учреждениях не могут расцениваться как уважительные причины не постановки на учет. Срок реализации указанной категорией граждан жилищных прав ограничен возрастом 18-23 года, данный срок является пресекательным и не относится к сроку исковой давности либо иному сроку, подлежащему восстановлению. В связи с чем, полагала, что основания для включения Каранда В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отсутствуют.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика истица просит об оставлении решения без изменения.
В судебном заседании в апелляционной инстанции представитель ответчика КГКУ "Региональное жилищное управление" Сафонова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель истицы Каранда В.А. Булгакова Я.А. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как установлено судом, Каранда В.А., "данные изъяты" года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Каранда О.Ю. лишена родительских прав решением Чойского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГ, отец Каранда А.Ф. лишен родительских прав решением Петропавловского районного народного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
Постановлением администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** Каранда В.А. определена в детский дом.
На момент определения в детский дом Каранда В.А. и ее родители жилых помещений в собственности не имели. Доказательства того факта, что за Каранда В.А. была закреплена жилая площадь, в материалах дела отсутствуют.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что Каранда В.А., оставшись без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и следовательно имеет право на меры государственной поддержки, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что Каранда В.А. с ДД.ММ.ГГ года проживала в Сычевском детском доме Смоленского района Алтайского края, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ была зарегистрирована по месту нахождения данного детского дома "адрес".
После выпуска из детского дома с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ обучалась в профессиональном училище N *** в с. Смоленское Смоленского района Алтайского края.
С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ обучалась в "данные изъяты"
С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ находилась под стражей, осуждена к лишению свободы условно,
затем отбывала наказание в местах лишения свободы в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, что подтверждается справкой ФКУ ИК-1 от ДД.ММ.ГГ.
С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ поставлена на регистрационный учет по месту жительства в "адрес". Собственником данного жилого помещения является Попова Е.И., что подтверждается выпиской из ЕГРП. Доказательств того, что Каранда В.А. является членом семьи собственника указанного помещения либо иного жилого помещения суду не представлено.
ДД.ММ.ГГ Каранда В.А. обратилась в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Приказом N "данные изъяты" Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 29.07.2016 истцу отказано во включении в указанный список, поскольку на момент подачи заявления ее возраст превышал 23 года.
В силу ст.8 с Закона N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона).
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно учел правовую позицию, изложенную в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, о том, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечение жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Статьей 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года N 736, органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до 1 января 2013 года и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.
Таким образом, согласно вышеназванным нормам право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01 января 2013 года, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** Каранда В.А. поставлена на регистрационный учет по внеочередному получению жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном постановлении также содержится указание на необходимость внести Каранда В.А. в единый реестр регистрационного учета.
Постановлением администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** Каранда В.А. поставлена на районный регистрационный учет по получению жилой площади как воспитанник детского дома и лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд обоснованно пришел к выводу, что Каранда В.А. в лице своего законного представителя (детского учреждения) выразила свою волю быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет и добросовестно полагала, что поставлена на такой учет органами местного самоуправления.
То, что законным представителем не было принято мер к надлежащему оформлению ее права на обеспечение жилой площадью, не может расцениваться как обстоятельство, лишающее ее этого права.
При этом органами опеки и попечительства, на которые в силу ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что обусловливает их обязанность по выявлению, учету, устройству таких детей и осуществление последующего контроля за условиями их содержания и воспитания, соответствующих мер в отношении Каранда В.А. не приняли.
По сведениям Управления Росреестра, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Каранда В.А. недвижимого имущества на территории Алтайского края не имеет, в приватизации не участвовала.
Согласно паспортным данным и выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ Каранда В.А. зарегистрирована по месту жительства в квартире, расположенной в "адрес", собственником которой является Рыбин В.В., что подтверждается выпиской из ЕГРП. Доказательств того, что Каранда В.А. является членом семьи собственника указанного помещения либо иного жилого помещения суду не представлено.
Сведений о том, что истцом улучшены жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, в материалы дела не представлено.
Из ответа Главного управления образования и науки Алтайского края от ДД.ММ.ГГ следует, что анкета на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья Каранда В.А. в управление не поступала, субсидия ей не предоставлялась.
При указанных обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд правильно пришел к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку право истца на обеспечение жилым помещением нарушено.
Следовательно, отказ во включении Каранда В.А. в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением является необоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик КГКУ "Региональное жилищное управление" не нарушало прав истицы, поскольку полномочия по предоставлению жилых помещений переданы только 01.08.2016, после чего истица к ответчику не обращалась в досудебном порядке, не являются основаниями к отмене решения, поскольку определяя надлежащего ответчика по делу, суд правильно исходил из компетенции органа, наделенного полномочиями по предоставлению жилых помещений определенной категории граждан, а не из факта того, в какой орган истица обращалась по рассматриваемому вопросу.
Иные доводы в апелляционной жалобе не приведены.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 января 2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика краевого государственного казенного учреждения "Региональное жилищное управление" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.