Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе:
председательствующего Еремина В. А.,
судей Бусиной Н. В., Костогладовой О. Г.,
при секретаре Горской О. В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика- Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края
на решение Каменского городского суда Алтайского края от 23 января 2017 года по делу по иску Масликовой Т. Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии по старости
Засл.ушав доклад судьи Бусиной Н. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края (далее- ГУ -УПФ РФ в "адрес" АК) от ДД.ММ.ГГ *** Масликовой Т. Ю. отказано в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием специального стажа, установленного п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Данное решение ГУ УПФ РФ в "адрес" АК Масликова Т. Ю. полагает незаконным, поскольку периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, а также период обучения на очном отделении биолого- химического факультета Горно -Алтайского государственного педагогического института с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. подлежат зачету в специальный стаж в соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГ ***, Приказом Министерства просвещения С. от ДД.ММ.ГГ ***, согласно которым период обучения в высших и средних специальных заведениях подлежали включению в специальный стаж, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства также подлежит зачету в специальный стаж в соответствии с требованиями ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, так как на указанный период времени за работником сохраняется постоянное место работы и заработная плата, а работодателем должны производиться соответствующие отчисления в пенсионный орган.
При изложенных обстоятельствах Масликова Т. Ю. обратилась с иском к ГУ УПФ РФ в "адрес" АК и просила признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГ ***, возложить на ГУ УПФ РФ в "адрес" АК обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, а также период обучения на очном отделении биолого- химического факультета Горно -Алтайского государственного педагогического института с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; признать право на досрочную страховую пенсию с момента обращения к ответчику, а именно с ДД.ММ.ГГ
Решением Каменского городского суда от ДД.ММ.ГГ иск Масликовой Т. Ю. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края (межрайонное) *** от ДД.ММ.ГГ в части отказа во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и назначении страховой пенсии по старости.
Включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Масликовой Т. Ю., периоды обучения в Горно - Алтайском государственном педагогическом институте - с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
За Масликовой Т. Ю. признано право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязав ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - с ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе ответчик - ГУ УПФ РФ в "адрес" АК просит об отмене решения суда, принятии нового - об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано на необоснованное включение в специальный стаж истца периоды нахождения ее в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, поскольку данные периоды не подлежали включению в стаж на основании п. 4 и п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
По этим же основаниям, а также основаниям, установленным ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" не подлежал включению период нахождения Масликовой Т. Ю. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, суд не учел, что согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГ ***, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, засчитывается в специальный стаж, если ему непосредственно предшествовала или непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку специальный стаж истца составляет 23 года 8 мес. 12 дней, у нее не возникло право на назначение досрочной страховой пенсии.
В суде апелляционной инстанции истец Масликова Т. Ю. просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и не заявившего ходатайств об отложении судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, обсудив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации статей 30 и 31 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Из п. 3 данного Постановления следует, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07. 2002 г. N 516.
Удовлетворяя требования Масликовой Т. Ю. о признании незаконным решения пенсионного органа в части не включения периодов нахождения истицы в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемые периоды за истцом сохранялось рабочее место, выплачивалась заработная плата, работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, необходимых для исчисления страхового стажа.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В ст. 173 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования, в виде предоставления работодателем дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07. 2002 г. ***, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Обстоятельства нахождения Масликовой Т. Ю. в учебных отпусках в спорный период времени с сохранением заработной платы подтверждаются представленными при рассмотрении дела приказами работодателя.
Факт нахождения на курсах повышения квалификации в спорные периоды подтверждаются соответствующими приказами работодателя о направлении на курсы, выданными по их окончании удостоверениями.
Как видно из материалов дела, истец находилась на курсах повышения квалификации по своей специальности и в соответствии с функциональными обязанностями по той должности, которую занимала в спорные периоды времени.
В соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда N 148 от ДД.ММ.ГГ "Об оплачиваемых отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
На основании изложенного, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках, в том числе и в дополнительных отпусках для сдачи экзаменов, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении в специальный стаж истца периодов нахождения ее в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, а также на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ являются необоснованными.
Проверяя доводы жалобы о необоснованном включении в специальный стаж Масликовой Т. Ю. периода ее обучения в Горно -Алтайском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, судебная коллегия исходи из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Подпунктом "м" п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10. 2002 N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.11.1999 г. по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09. 1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета М. С. от ДД.ММ.ГГ *** "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГ.
Согласно абз 5 п.2 Положения *** в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно следовала за ним педагогическая деятельность.
Таким образом, период обучения мог включаться в педагогический стаж, только если периоду обучения предшествовала и за ним следовала педагогическая деятельность.
Материалами дела подтверждается, что истец Масликова Т. Ю. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ обучалась на очном отделении биолого -химического факультета Горно - Алтайского государственного педагогического института.
При этом обучению истца в высшем учебном заседании предшествовала работа учителем химии, биологии, географии в Дресвянской восьмилетней школе, что подтверждается сведениями, содержащимися в трудовой книжке, из которой следует, что период работы Масликовой Т. Ю. в указанной должности составлял с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. По окончании учебного заведения истец вновь принята на должность учителя начальных классов ДД.ММ.ГГ в указанную школу.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что условия, предусмотренные вышеназванным Положением от ДД.ММ.ГГ, были истцом соблюдены, в связи с чем период обучения подлежал включению в ее специальный стаж.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апеллянта фактически повторяют позицию ответчика, изложенной при рассмотрении дела, оценка которым дана судом первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают.
Суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, представленные доказательства в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, в связи с чем, основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каменского городского суда Алтайского края от 23 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика- Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.