Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ц.Т.О.
судей Б.И.Г., П.Т.И.
при секретаре С.Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Отдела МВД России по "адрес" на решение Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Б.П.Е. к ИВС ОМВД России по "адрес", Отделу МВД России по "адрес", Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей,
Заслушав доклад судьи Б.И.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Б.П.Е. обратился в суд с иском к ИВС ОМВД России по "адрес", Отделу МВД России по "адрес", Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю о компенсации морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в ИВС.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с апреля 2009г по февраль 2010г он содержался в ИВС "адрес" в условиях унижающих человеческое достоинство, причиняющих физические и нравственные страдания. В камерах ИВС было холодно, сыро, отсутствовала радиоточка. Истец в несовершеннолетнем возрасте содержался с взрослыми осужденными, хотя это запрещено законом. В ИВС кормили 2 раза в день. Не было санитарного узла с соблюдением требований приватности, истец вынужден был справлять естественные нужды в присутствии сокамерников, что унижало его честь и достоинство. В камерах не было раковин, приходилось умываться над туалетом. Истцу не выдавались средства личной гигиены, не водили в душ, площадь камер не соответствовала санитарным нормам. В камерах было недостаточное освещение. В камерах были мыши, крысы, другие насекомые.
Ненадлежащими условиями содержания в ИВС истцу были причинены физические и нравственные страдания, в связи с чем, Б.П.Е. просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей.
Решением Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Б.П.Е. удовлетворены частично.
С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Б.П.Е. взыскана компенсация морального вреда 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации просит решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы представитель ответчика указал, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу. По искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в судах от имени Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Министерство внутренних дел Российской Федерации. Кроме того, истцом не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о причинении ему морального вреда.
В апелляционной жалобе представитель ОМВД России по "адрес" просит решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы представитель ответчика указал, что считает сумму взысканной компенсации морального вреда завышенной, не отвечающей требованиям разумности и справедливости.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с ч.1 ст.3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Министерства финансов Российской Федерации Кузнецова А.Г., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года (далее Конвенция), требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдании в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конвенции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом: a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом; b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом; c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения; d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом; e) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг; f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.
Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию (ч. 5 ст. 5 Конвенции).
Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).
Статья 53 Конституции РФ гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Удовлетворяя иск в части, основываясь на приведенных выше положениях законодательства Российской Федерации, а также нормах международного права, суд первой инстанции, пришел к верному выводу о том, что Б.П.Е. имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему пребыванием в ИВС МО МВД России по "адрес" в условиях, не соответствующих требованиям закона.
Указанные выводы суда мотивированы, основаны на полном и всестороннем анализе представленных доказательств с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, с чем судебная коллегия соглашается.
Судом установлено, что истец Б.П.Е. содержался в ИВС МО МВД России по "адрес" в период ДД.ММ.ГГ
В период содержания истца в изоляторе временного содержания МО МВД России "Кулундинский" порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, регулировались нормами Федерального закона от 15.07.1995 N103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденными приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005г.
В силу ст. 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно статье 15 Федерального закона от 15.07.1995 N103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В силу пункта 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.11.2005 N950 камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.
Факт ненадлежащего содержания истца под стражей в указанный выше период времени в ИВС МО МВД России по "адрес" установлен в части нарушения срока содержания в ИВС, установленного статьей 13 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии со пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Согласно представленным сведениям ОМВД России по "адрес", Б.П.Е. содержался в ИВС в мае 2009г и в июле 2009г более 10 суток в течение месяца.
При разрешении настоящего спора суд правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на компенсацию морального вреда.
Определяя сумму компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, суд первой инстанции учел требований разумности и справедливости, характера причиненных потерпевшему нравственных страданий.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Судебная коллегия считает определенный судом первой инстанции размер денежной компенсации морального вреда, в данном конкретном случае, отвечает требованиям разумности и справедливости.
Доводы ответчика о том, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данному делу основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Отдела МВД России по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.