Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю.,
судей Вегель А.А., Новиковой Н.В.,
при секретаре Клименко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Попова Ф. Г. на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 24 января 2017 года по делу по административному иску
Товарищества собственников жилья "101" к Государственной инспекции Алтайского края о признании предписания незаконным.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ консультантом отдела контроля за формирование фондов капитального ремонта и проверки правильности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Государственной инспекции Алтайского края Лисициной Л.В. проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Товариществом собственников жилья "101" (далее также - ТСЖ "101") действующего законодательства при начислении жилищно-коммунальных услуг по результатам которой вынесено предписание "номер", обязывающее ТСЖ "101" произвести жильцам дома "номер" по "адрес" перерасчет размера платы за горячее водоснабжение/подогрев за период с ноября 2014 года по декабрь 2015 года исходя из утвержденного норматива на подогрев воды - 0,065 Гкал/куб.м, в периоды отсутствия отопления расчет произвести по показаниям узла учета тепловой энергии.
Не согласившись с данным предписанием, ТСЖ "101" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным, мотивированным тем, что перерасчет по нормативу на подогрев воды qн=0,065 Гкал/куб.м в отопительный период при самостоятельном производстве горячей воды в доме "номер" по "адрес" (централизованное водоснабжение горячей воды отсутствует) повлечет нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (абз. 5, 7 п. 54), а также права товарищества собственников жилья производить начисления в соответствии с указанными Правилами, то есть с учетом потребленного тепла на подогрев горячей воды собственникам квартир, исходя из фактического количества потребленной жильцами горячей воды.
Так, абзацы 5, 7 пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила), предписывают начисление за подогрев горячей воды производить по формуле 20:, исходя из объема потребленной в жилом помещении (квартире) горячей воды Vгвi, и удельного расхода тепла на подогрев горячей воды qv=qф, определенного по показаниям приборов учета, установленных на теплообменнике.
Поскольку в указанном выше жилом доме система горячего водоснабжения обеспечивается через систему циркуляции, то значение qф, определенное по показаниям приборов учета, больше нормативного qн. Следовательно, при начислении по qн одна часть тепла на подогрев будет начислена пропорционально потребленному объему горячей воды, как положено, а вторая часть, обусловленная разницей qф - qн, будет распределена в составе тепла на отопление дома пропорционально площади квартиры, что является нарушением абз. 5, 7 п. 54 Правил.
В результате собственники с малым потреблением горячей воды вынуждены будут оплачивать часть тепла на подогрев горячей воды зимой (в составе отопления) за собственников с большим потреблением горячей воды.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 24 января 2017 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Попов Ф.Г. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении при обращении в суд первой инстанции, дополнительно указывая на неправомерность вывода суда о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением; нерассмотрение судом вопроса о возможности утверждения соглашения о примирении сторон; ошибочность вывода Государственной инспекции Алтайского края о том, что прибор, учитывающий объем произведенной горячей воды и теплоноситель (подогрев), использованный для производства этой горячей воды, не является расчетным (ввиду того, что документы, подтверждающие сдачу его на учет в Инспекцию не представлены), так как обязанность сдачи на учет такого прибора законодательно не установлена. Также указывает на то, что само по себе утверждение норматива удельного расхода коммунального ресурса, затраченного на подогрев воды, не препятствует применению значения фактического удельного расхода данного коммунального ресурса на подогрев воды, определенного по показаниям приборов учета, при начислениях по формуле 20, п. 54 Правил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ТСЖ "101" Масалова Л.А. и заинтересованное лицо попов Ф.Г. настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Попова Ф.Г., Масалову Л.А., проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено Государственной инспекцией Алтайского края в соответствии с требованиями действующего законодательства и оснований для признания его незаконным не имеется. Кроме того, судом правомерно указано на пропуск ТСЖ "101" установленного законом срока для обращения в суд с административным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (пункты 1 и 36 Правил).
Пунктом 40 Правил установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В соответствии с п. 54 Правил в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела (в том числе актом проверки от ДД.ММ.ГГ; актом осмотра системы учета теплоснабжения от ТЭС и горячей воды самостоятельного производства в подвале дома "номер" по "адрес" от ДД.ММ.ГГ; актом допуска в эксплуатацию узла учета потребления горячей воды и тепловой энергии на подогрев горячей воды, установленного на теплообменнике в доме "номер" по "адрес" от ДД.ММ.ГГ; технологической схемой системы горячего водоснабжения с циркуляцией) и не оспаривается лицами, участвующими в деле, дом "номер" по "адрес" оборудован индивидуальным тепловым пунктом, который является общим имуществом указанного дома. Горячее водоснабжение производится в доме путем нагрева холодной воды в пластичном теплообменнике сетевой водой центральной теплосети. Данный теплообменник - двухконтурный, с использованием тепла обратного трубопровода отопления. Первый контур (сетевая вода) служит для расчета платы коммунальной услуги по горячему водоснабжению, учитывается общедомовым прибором учета на теплоснабжение, сдан на коммерческий учет СГК ОАО "Барнаульская генерация". Второй контур учитывается расходомерами на подающем и обратном трубопроводах горячей воды на выходе индивидуального теплового пункта, которые опломбированы пломбами ТСЖ "101", акт сдачи на коммерческий учет отсутствуют.
Пунктом 22 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:, где:
- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
- тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- тариф на v-й коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Приложением N 1 к постановлению Администрации города Барнаула от 26 января 2010 года N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг" норматив потребления коммунальных услуг - подогрев воды установлен в размере 0,065 Гкал на 1 куб. м холодной воды.
С учетом вышеприведенных норм материального права, принимая во внимание, что в индивидуальном тепловом пункте спорного жилого дома контрольный прибор учета, определяющий объем произведенной горячей воды и учитывающий коммунальный ресурс (теплоноситель), использованный для производства этой горячей воды, не является расчетным ввиду отсутствия документов, подтверждающих сдачу его на учет, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемым предписанием верно установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, в связи с чем основания для признания его незаконным отсутствуют.
В соответствии с п. 81 Правил оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Таким образом, доводы жалобы об отсутствии законодательно установленной обязанности по вводу установленного прибора учета в эксплуатацию (документального оформления такого прибора учета в качестве прибора учета) подлежат отклонению как несостоятельные.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на подогрев воды, не препятствует применению значения фактического удельного расхода использованного коммунального ресурса на подогрев воды, определенного показаниями прибора учета, не принимается, поскольку в данном случае значения прибора учета, как было указано выше, нельзя признать расчетными.
Доводы о нерассмотрении судом вопроса о возможности утверждения соглашения о примирении сторон подлежат отклонению с учетом того, что соответствующего ходатайства в соответствии со ст. 137 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сторонами по настоящему административному делу заявлено не было.
Из протокола судебного заседания следует, что предписание было получено ТСЖ "101" ДД.ММ.ГГ (л.д. 52), за защитой нарушенного права товарищество собственников жилья обратилось в суд ДД.ММ.ГГ, то есть за пределами установленного законом трехмесячного срока (ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), в связи с чем суд верно указал в решении на наличие самостоятельного основания для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Указание на то, что срок для обращения с административным иском в суд подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГ, то есть с даты принятия Государственной инспекцией Алтайского края решения о продлении срока исполнения оспариваемого предписания, основано на неправильном толковании закона, в связи с чем не принимается судебной коллегией во внимание.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 24 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова Ф. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.