Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Галяутдиновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью ... " ФИО4 на постановление судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым
Общество с ограниченной ответственностью " ... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
установила:
Ишимбайской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО2 была проведена проверка исполнения Обществом с ограниченной ответственностью ... " (далее ООО " ... ") законности начисления платы за перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат, в ходе которой выявлены нарушения.
По итогам проведенной проверки в адрес руководителя ООО " ... " дата межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства за N ...
дата в Ишимбайскую межрайонную прокуратуру поступил ответ на вышеуказанное представление, согласно которому незаконно полученные денежные средства возвращены гражданину, виновное должностное лицо Общества привлечено к дисциплинарной ответственности.
Однако письменный ответ о результатах рассмотрения представления поступил в межрайонную прокуратуру с нарушением месячного срока, установленного законом. Последним днем направления ответа следует считать дата, а ответ был представлен в прокуратуру лишь дата (нарочно).
В установленный законом срок законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных Федеральным законом "О прокуратуре РФ", ООО " ... " выполнены не были, своевременно письменный ответ о результатах рассмотрения представления об устранении нарушений действующего законодательства в межрайонную прокуратуру не поступил, выявленные нарушения в полном объеме устранены не были.
дата заместителем Ишимбайского межрайонного прокурора ФИО3 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении ООО " ... ".
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы проверки были направлены в Ишимбайский городской суд РБ, судьей которого вынесено вышеуказанное постановление.
Не соглашаясь с постановлением судьи городского суда, директор ООО " ... " ФИО4 обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить. В обоснование указывает, что судом при рассмотрении дела были нарушены нормы процессуального права, не дана оценка, имеющимся в материалах дела документам, законный представитель ООО " ... " не был уведомлен о дате и времени возбуждения дела об административном правонарушении, извещение было получено управляющим автостоянки ФИО5, который не является законным представителем Общества и действует на основании общих доверенностей, без указания в них полномочий на право представления интересов Общества по административным делам.
Представители Ишимбайской межрайонной прокуратуры и ООО " ... " в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из материалов дела усматривается, что дата в ходе проведенной Ишимбайской межрайонной прокуратурой проверки в ООО " ... ", расположенного по адресу: РБ, адрес, выявлены нарушения законодательства о прокуратуре Российской Федерации.
Вышеуказанным постановлением судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан ООО " ... " привлечено к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 50000 рублей.
Вместе с тем при вынесении данного постановления судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.19.1, 13.27, 13.28, статьей 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
В силу требования ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из содержания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от дата следует, что оно было составлено в присутствии ФИО5, действующего на основании доверенностей от дата. Однако эти доверенности не устанавливают полномочий ФИО5 представлять интересы Общества при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Согласно приказа о направлении работника в командировку, законный представитель ООО " ... "- директор Общества ФИО4 находился в командировке с дата по дата.
Как усматривается из дела об административном правонарушении в отношении " ... " постановление от дата вынесено заместителем Ишимбайского межрайонного прокурора ФИО3 в отсутствие законного представителя или защитника ООО " ... ".
Само по себе наличие доверенности на представление интересов ООО " ... " ФИО5 в Ишимбайской межрайонной прокуратуре и получения им уведомления об участии в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО " ... " не свидетельствуют об осведомленности законного представителя юридического лица о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Административный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Несоблюдение прокурором требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену состоявшегося по делу постановления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку вина ООО " ... " в совершении вмененного административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве - постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона, постановление судьи подлежит отмене, так как не может быть признано законным и обоснованным.
Производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью " ... " отменить, производство по административному делу прекратить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
справка: судья Раимов Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.