Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Низамовой А.Р.
Нурмухаметовой Р.Р.
при секретаре Галяутдиновой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ярмухаметовой Ф.Х. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 15 декабря 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ярмухаметовой Ф.Х. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан, ГУ - Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз о признании противозаконным удержаний при выплате с доплаты за выслугу лет, взыскании материального ущерба и морального вреда, отказать.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
установила:
Ярмухаметова Ф.Х. обратилась с иском Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению - Республиканский центр социальной поддержки населения (филиал по Мелеузовскому району и г. Мелеуз), в котором просила признать противозаконным, не соответствующим действующему законодательству по выплате доплат за выслугу лет на государственной службе, произведенные удержания при выплате с доплаты за выслугу лет сумму в размере ее трудовой пенсии по старости. Взыскать с пенсионного органа нанесенный ей материальный ущерб в сумме 1835228,80 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 10% от суммы материального ущерба в размере 183522 рублей. Взыскать с центра социальной поддержки населения нанесенный материальный ущерб в размере 794519,82 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 20% от суммы материального ущерба в сумме 158903,96 рублей. Обязать центр социальной поддержки населения выплачивать доплату за выслугу лет в соответствии с заключением бухгалтерской экспертизы и законодательством Республики Башкортостан.
В обоснование иска указала, что дата ей назначена трудовая пенсия по старости за общий трудовой стаж 30 лет 5 месяцев 24 дня пожизненно. С дата назначена доплата за выслугу 18 лет 5 месяцев 14 дней на государственной службе в размере 774179 рублей, т.е. 79% от месячного денежного содержания в размере 979973 рублей. С дата в связи с увеличением денежного содержания занимаемой ею должности, доплата за выслугу лет была увеличена и составила 1316281 рублей.
При выплате пенсии по старости и доплаты за выслугу лет пенсионный орган с доплаты за выслугу лет с первых дней удерживало сумму денег равную ее трудовой пенсии по старости. Т.е. трудовую пенсию по старости выплачивали за счет суммы удержанной с доплаты за выслугу лет на государственной службе. Значит (30 лет 5 месяцев 24 дня - 18 лет 5 месяцев 14 дней =12 лет 10 дней) 12 лет 10 дней трудового стажа пропадает, выплаты получала только за 18 лет 5 месяцев 14 дней выслугу на государственной службе Республики Башкортостан.
На ее обращение пенсионный орган сослался на Указа Президента Республики Башкортостан N УП-119 от дата, тогда как пункт 2 этого указа относится к лицам, уволенным в связи с выходом на пенсию до дата, с занимаемых должностей в органах государственной власти и управления Республики Башкортостан и отнесенных к категории "А", а истице трудовая пенсия назначена дата, занимаемая ею должность не относилась к категории "А". Согласно утвержденному данным указом Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, в пункте 7.2 Приложения N ... написано, что выплата пенсий за выслугу лет производится в пределах размера пенсии по старости за счет средств пенсионного фонда, но не более максимального размера по старости, а в случае его превышения, разница выплачивается за счет средств республиканского бюджета.
Начиная с дата по дата пенсионный орган незаконно ежемесячно удерживал при выплате с доплаты за выслугу лет, сумму денег равную трудовой пенсии по старости. Этот период составляет 13 лет 8 месяцев. Исходя из сегодняшнего курса рубля незаконными действиями пенсионный орган ей нанес ущерб в сумме 1835228,80 рублей (пенсия по старости 11190,42 рублей х 13 лет 8 месяцев =1835228,80 руб.).
С дата доплату за выслугу лет стал выплачивать центр социальной поддержки населения. При выплате центром также продолжаются те же незаконные удержания в размере базовой и страховой части трудовой пенсии по старости, т.е. в размере трудовой пенсии по старости. Из-за противозаконных действий центра поддержки населения за период выплаты доплаты за выслугу лет с дата по ноябрь 2016 года за 5 лет 11 месяцев ей нанесен ущерб в сумму 794519,82 рублей (пенсия по старости 11190,42 рублей х 5 лет 11 месяцев = 794519,82 руб.).
При обращении к ответчикам по поводу удержаний за выслугу лет, последние сослались на закон, относящийся к лицам, занимавшим государственные должности категории "А", который к ней не относятся.
Доплата за выслугу лет пересматривалась при увеличении денежного содержания занимавшей ею должности, но индексация не производилась. Наоборот, при индексации трудовой пенсии по старости, доплату за выслугу лет уменьшали и уменьшают на эту же сумму.
Судом постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Ярмухаметова Ф.Х. просит отменить решение суда, указывая, что занимаемая истцом должность относится к категории "В", поэтому при назначении пенсии за выслугу лет должны были руководствоваться Указом Президента РБ от дата N УП-119 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплате пенсий за выслугу лет государственной службы" (с изменениями на дата). Но назначена пенсия за выслугу лет на основании статьи 30 Закона Республики Башкортостан от дата N ВС-25/28, который устанавливает правовое положение и социальные гарантии лиц, занимающих государственные должности категории "А". Таким образом, назначение пенсии за выслугу лет начали с нарушения закона.
Суд исказил суть пункта 2 Указа Президента Республики Башкортостан от дата N УП-119.
Необоснованно отказано в назначении экспертизы по причине отсутствия конррасчета.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя Государственного казенного учреждения - Республиканский центр социальной поддержки населения - ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
В Республике Башкортостан пенсионное обеспечение государственного служащего определяется статьей 30 Закона Республики Башкортостан "О государственной службе Республики Башкортостан" от 13 октября 1994 года N ВС-25/28, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы Ярмухаметовой Ф.Х., разрешая спор, суд правильно руководствовался положениями названного Закона.
Статья 30 Закона Республики Башкортостан "О государственной службе Республики Башкортостан" от 13 октября 1994 года N ВС-25/28 регулирует отношения по пенсионному обеспечению не только государственных служащих категории А.
Для назначения пенсии за выслугу лет на государственной службе устанавливается минимальный стаж государственной службы: для мужчин - 12,5 лет, для женщин - 10 лет.
Государственному служащему, по его выбору, устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 55 процентов денежного содержания по должности, занимаемой на день возникновения права на пенсию по выслуге лет, прекращения государственной службы Республики Башкортостан или достижения возраста, дающего право выхода на пенсию по старости, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости.
Размер пенсии увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной настоящим Законом продолжительности стажа государственной службы Республики Башкортостан, но сумма пенсии не может превышать 80 процентов его месячного денежного содержания.
Ярмухаметовой Ф.Х. назначена пенсия по старости дата.
С дата определена пенсия по выслуге лет 79% за стаж государственной службы 18 лет 5 месяцев 14 дней (то есть 55% + 3% за каждый год от стажа сверх 10 лет, что составило 3%*8 лет =24, 24+55=79%).
Порядок реализации Закона Республики Башкортостан "О государственной службе Республики Башкортостан" в целях пенсионного обеспечения, конкретизирован в Положении о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы, утвержденном Указом Президента Республики Башкортостан от дата N УП-119.
Согласно пункту 7.2 Положения (в редакции на момент назначения доплаты), при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости по закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации", выплата пенсий за выслугу лет производится в пределах размера пенсии по старости за счет средств Пенсионного фонда, но не более максимального размера пенсии по старости, а в случаях его превышения, разница выплачивается за счет средств республиканского бюджета Республики Башкортостан.
В настоящее время пункт 7.2 Положения предусматривает, что при назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" выплата пенсий за выслугу лет (пенсии по инвалидности), фиксированной выплаты к ней производится за счет средств бюджета Республики Башкортостан в части, превышающей размер страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Таким образом, пенсия за выслугу лет выплачивается в пределах разницы между размером пенсии по старости (в настоящее время страховой пенсии) и исчисленной суммой пенсии за выслугу лет.
Такая разница именована как доплата.
Доводы апелляционной жалобы Ярмухаметовой Ф.Х. о том, что искажено содержание Указа Президента Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года N УП-119 не нашли своего подтверждения. Данный Указ, утвердивший Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы, регулирует пенсионное обеспечение по выслуге не только государственных служащих категории "А".
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении настоящего спора судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора. Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ярмухаметовой Ф.Х. оставить без удовлетворения.
Председательствующий Т.Ф.Крыгина
Судьи А.Р.Низамова
Р.Р. Нурмухаметова
Справка: судья Насырова Л.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.