Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.,
судей Габитовой А.М.,
Гаиткуловой Ф.С.,
при секретаре Искужиной Г.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Зилаирского районного суда Республики Башкортостан от 2 ноября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Зилаирского района Республики Башкортостан в интересах ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан организовать и обеспечить доставку ФИО1 от места ее фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа; обязать обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В удовлетворении остальных исковых требований - отказать.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зилаирского района РБ обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Зилаирская центральная районная больница, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи.
В обоснование своих требований указал на то, что прокуратурой Зилаирского района РБ, в связи с поступившим обращением лица, страдающего хронической почечной недостаточностью, проведена проверка исполнения законодательства об основах здоровья граждан в Российской Федерации, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно. ФИО1, страдающая хронической почечной недостаточностью, обратилась в ГБУЗ Зилаирская ЦРБ с целью оказания ей еженедельного гемодиализа, который ввиду отсутствия в Зилаирском районе указанного оборудования, проводится в г.Сибай. Однако, ГБУЗ Зилаирская ЦРБ отказано ФИО1 в перевозке на процедуры гемодиализа, тогда как ФИО1, являясь инвалидом первой группы, утратила способность к самостоятельному передвижению.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Башкортостан просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает, что согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от дата N ... "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи (пункт 14, раздел "Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования").
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Муратову Е.М., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1, проживающая на территории муниципального района Зилаирский район, страдает хронической почечной недостаточностью и нуждается в гемодиализе с применением аппарата "искусственная почка", а также в доставлении ее на лечение из дома и обратно не реже трех раз в неделю. Оказание специализированной медицинской помощи ФИО1 организовано в г.Сибай, услугу оказывает ООО "Экома".
Установлен факт отсутствия регулярного транспортного сообщения между центрами гемодиализа и населенными пунктами Республики Башкортостан, географическая удаленность между данными пунктами: д.Япарсаз, где проживает ФИО1, расположено в адрес, откуда была организована транспортировка всех больных силами Администрации района и Зилаирской ЦРБ. адрес в свою очередь располагается адрес.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нуждаемости ФИО1 по жизненным показаниям к Программной гемодиализу по графику, согласно представленным выпискам из карт данных пациентов, следует, что Министерство здравоохранения РБ должно организовать и обеспечить транспортировку ФИО1 до места получения медицинской помощи.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; (ст. 10)
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона N 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.
Частью 1 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Пунктом 16 раздела "Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования" письма Минздрава России от 21 декабря 2015 года N 11-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" предусмотрено, что Заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
Согласно письму ФФОМС от 17 февраля 2016 года N 1195/26/и "О недопущении нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату проезда пациентов к месту получения сеансов гемодиализа" В соответствии с пунктом 16 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2015 года N 11-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", направленного в субъекты Российской Федерации во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования.
При этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, как направляющей, так и принимающей в целях получения застрахованным лицом сеанса гемодиализа медицинской организации.
Вместе с тем в соответствии с частями 3 и 4 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 388п "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" установлены случаи медицинской эвакуации пациентов выездными бригадами скорой медицинской помощи в медицинские организации для дальнейшего оказания им медицинской помощи, а также поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, распространяющиеся в том числе на медицинскую помощь пациентам с хронической почечной недостаточностью.
Расходы, связанные с медицинской эвакуацией застрахованных лиц бригадами скорой медицинской помощи, включаются в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 13 августа 2002 N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.
Согласно п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Финансирование данного вида специализированной помощи на территории республики на 2016 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 ноября 2014 года N 1273.
Положениями п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Положениями и. 6 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утвержден один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи, который, по нашему мнению, также реализуется через организацию транспортной доступности для пациентов.
Положениями п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона об основах охраны здоровья граждан установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе: "создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан"
Пунктами 3.1.11 - 3.1.13 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 28 января 2011 года NУП-18, функции по организации специализированной медицинской помощи, возложены на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является в данном случае составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услуги по транспортировке больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, должно быть возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Зилаирская центральная районная больница и ООО "Экома" включены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на дата и на плановый период дата, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан в адрес на дата и на плановый период дата, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N ...
На основании изложенного судом при вынесении решения учтены все обстоятельства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора Зилаирского района РБ в защиту интересов ФИО1 к ГБУЗ Республики Башкортостан Зилаирская центральная районная больница, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, нормы материального права истолкованы и применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зилаирского районного суда Республики Башкортостан от 2 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Габитова А.М.
Гаиткулова Ф.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.