Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н.,
судей Низамовой А.Р.,
Мухаметовой Н.М.,
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 декабря 2016 года, которым постановлено:
иск Ибатуллина В.А. к Администрации городского округа город Уфа, Садоводческому некоммерческому товариществу "Мотор" о признании права собственности на земельный участок в порядке бесплатной приватизации, удовлетворить;
признать за Ибатуллиным Вадимом Альфисовичем право собственности на земельный участок в порядке бесплатной приватизации общей площадью 429 квадратных метра с кадастровым номером N ... , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства, местоположение - установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира - адрес
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ибатуллин В.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ, СНТ "Мотор" о признании права собственности на земельный участок, с кадастровым номером N ... , площадью 429 кв.м. образованному из земельного участка, с кадастровым номером N ... , общей площадью 53 626 кв.м., расположенного по адресу: адрес с разрешенным использованием для ведения садоводства в порядке бесплатной приватизации, указывая на то, что он является членом СНТ "Мотор" и за ним закреплен указанный земельный участок N ... , которым он пользуется для ведения садоводства. На его обращение от дата письмом от дата N ... Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан отказало ему в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке приватизации, со ссылкой на нахождение его во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов. Между тем, решением Арбитражного суда РБ от дата признан незаконным отказ Администрации городского округа г. Уфа РБ в лице Управления в предоставлении СНТ "Мотор" в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами N ... и N ... по основаниям, изложенным в письме от дата N ... , где Администрация городского округа г. Уфа РБ отказала в приватизации указанных земельных участков СНТ "Мотор" по тому же основанию, что и ему, с указанием на то, что испрашиваемые земельные участки находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов. И поскольку иных препятствий для передачи ему в собственность испрашиваемого земельного участка не имеется, то просил суд признать за ним право собственности в порядке однократной бесплатной приватизации на садовый земельный участок.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление земельных и имущественных отношений Администрации г. Уфа РБ просит решение суда отменить по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ - Урмантаеву Г.Р., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Ибатуллина В.А. - Клокова В.Г., представителя СНТ "Мотор" Хабибрахманову Г.В., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п.1. ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, веденной в действие с 01 марта 2015 года, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения, в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенным в действие с 01 марта 2015 года, до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что решением Исполкома Уфимского горсовета от 18 февраля 1958 года за N 40-18, саду коллектива завода п/я 20 был отведен земельный участок в Орджоникидзевском районе города Уфы с западной стороны реки Шугуровка размером 20,0 га.
Предприятие п/я 20 было преобразовано и зарегистрировано в качестве акционерного общества "Уфимское моторостроительное производственное объединение". Члены коллективного сада завода п/я 20 создали и зарегистрировали в качестве юридического лица СНТ "Мотор".
Испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым номером N ... площадью 429 +/- 7 кв.м с разрешенным использованием для ведения садоводства образован из земельного участка с кадастровым номером N ... , предоставленного до введения в действие Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", то есть до 30 октября 2001 года, поставлен на кадастровый учет 30 июля 2013 года, что усматривается из кадастрового паспорта земельного участка от дата N ...
Как усматривается из материалов дела и подтверждается членской книжкой садовода, Ибатуллин В.А. является членом садоводческого товарищества "Мотор", у которого в пользовании находится земельный участок N ... площадью 400 кв.м, истец уплачивает регулярно членские взносы.
дата, Ибатуллин В.А. обратился в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность в порядке приватизации отведенного СНТ "Мотор" земельного участка N ... , на что получен отказ от дата за N N ... по причине того, что он находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Между тем, вступившим в законную силу дата решением Арбитражного суда РБ от дата признан незаконным отказ Администрации городского округа г. Уфа РБ в предоставлении СНТ "Мотор" в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами N ... и N ... находящихся у СНТ "Мотор" в аренде, по основаниям, изложенным в письме от дата N ... , где Администрация городского округа г. Уфы РБ отказала в приватизации указанных земельных участков СНТ "Мотор" по тому же основанию, что испрашиваемые земельные участки находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Таким образом, решением Арбитражного суда РБ от дата, имеющим для суда при рассмотрении данного спора преюдициальное значение, признан незаконным отказ в предоставлении земельных участков СНТ "Мотор" за плату по тому основанию, что испрашиваемые земельные участки, в состав которых входит и спорный земельный участок, находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, как не соответствующего положениям п.п. 1, 6 ст. 34 и п. 4 ст. 28 ЗК РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, из которого образован испрашиваемый истцом земельный участок, предоставлен садоводческому товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в связи с чем, истец как член товарищества вправе приобрести в собственность бесплатно садовый земельный участок. Сведений о том, что спорный земельный участок изъят из оборота либо ограничен в обороте, судом не установлено, сторонами в силу ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правовых нормах, регулирующих спорные правоотношения, и соответствует установленным по делу юридически значимым обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд и входит в их число сроком до 01 января 2019 года, судебная коллегия полагает несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с п.п. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 ЗК РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 28 января 2015 года N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа г. Уфа для муниципальных нужд", земельный участок с кадастровым номером N ... зарезервирован для муниципальных нужд.
Истец по поводу предоставления ему земельного участка в собственность обратился 28 ноября 2012 года, то есть, до принятия указанного решения Совета городского округа г. Уфа за N41/6 от 28 января 2015 года.
Испрашиваемый истцом земельный участок, с кадастровым номером N ... образован из земельного участка N ... и поставлен на кадастровый учет дата.
Иные доводы изложенные в апелляционной жалобе не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и сводятся, фактически, к несогласию с той оценкой, которую, исследовав доказательства по делу, дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено. Постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным, оно подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Милютин
Судьи А.Р. Низамова
Н.М. Мухаметова
Справка: судья О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.