Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей Куловой Г.Р.
Фаизовой З.Ф.
при секретаре Богдановой М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Файрузовой Г.Н. на решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 06 февраля 2017 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Файрузовой Г.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Буздякском районе по Республике Башкортостан о признании отказа в выдаче сертификата на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка неправомерным, отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Файрузова Г.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Буздякском районе по Республике Башкортостан о признании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский капитал неправомерным. В обоснование иска она указала, что дата родила живого мальчика, который умер через сорок минут, ей выдали справку о рождении, свидетельство о рождении и смерти ребенка ей не выдавали. 21 октября 2016 года ответчик отказал в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причиной отказа послужило отсутствие в представленных ею документах свидетельства о рождении в отношении первого ребенка. Полагает, что родив двоих детей, она приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, отказ пенсионного фонда является не законным. В связи с чем, просила признать отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Буздякском районе по Республике Башкортостан в выдаче государственного сертификата на материнский капитал неправомерным. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Буздякском районе по Республике Башкортостан выдать истцу государственный сертификат на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, Файрузова Г.Н. обратилась в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что факт рождения ребенка уже был установлен медицинской организацией. Такое обстоятельство как отсутствие свидетельства о рождении ребенка при наличии иных документов, подтверждающих факт рождения ребенка живым, не указано в п.6 ст.5 ФЗ N 256-ФЗ как основание к отказу в удовлетворении заявления о выдаче сертификата.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан Файрузова Г.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель ГУ - УПФ Пенсионного фонда РФ в Буздякском районе РБ - Кабирова А.Р. возражала против апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее Федеральный закон) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом.
В соответствии с частями 1 и 7 статьи 3 указанного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей) и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.02.2011 N 248-О-О, из положений части 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, частью 2 статьи 3, пунктом 3 части 1.3 и частью 4 статьи 10, частью 3 статьи 11), а также ряда других нормативных правовых актов, следует, что законодатель признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (то есть связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).
Придание законодателем факту рождения ребенка живым значения необходимого условия для приобретения права на меры социальной защиты, предоставляемые в связи с рождением и воспитанием детей, обусловлено как положениями Конституции Российской Федерации, так и целями принятия Федеральных законов "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", предполагающими, что отношения по государственной поддержке и социальной защите материнства, отцовства и детства - применительно к предоставлению соответствующих мер материальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей возникают только тогда, когда существует (появляется) ребенок, которому в первую очередь и адресованы защита и забота со стороны государства.
Как следует из материалов дела, дата Файрузова Г.Н. на 23-24 недели беременности поступила в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Клинический родильный дом N 4 г.Уфы. В 06.00 часов родила живого ребенка - мальчика, массой тела 0,650 грамм, 29 см, и в этот же день в 06.40 часов ребенок умер, что подтверждается справкой о рождении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Клинический родильный дом N 4 г.Уфы от 28 сентября 2016 года N ... и историей родов.
Согласно свидетельству о рождении у Файрузовой Г.Н. имеется сын Файрузов А.А. дата года рождения.
В октябре 2016 года Файрузова Г.Н. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Буздякском районе по Республике Башкортостан с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Письмом Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Буздякском районе по Республике Башкортостан от 21 октября 2016 года за N 3939 истцу дано разъяснение ввиду нарушения п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития от 18 октября 2011 года N 1180н, поскольку в качестве документа, подтверждающего рождение первого ребенка, заявителем была предоставлена справка Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Клинический родильный дом N4 г.Уфа, в то время как в качестве документа, подтверждающего рождение ребенка (детей), для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки выступает свидетельство о рождении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что родившийся у Файрузовой Г.Н. дата новорожденный (плод) не соответствовал определенным антропометрическим параметрам, отвечающим критериям жизнеспособности, в связи с чем у истицы не возникает даже потенциальной возможности формирования отношений по предоставлению мер социальной защиты, предусмотренных для граждан, имеющих детей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие свидетельства о рождении не является основанием к отказу в выдаче государственного сертификата, и не влияет на наличие у нее права на его получение, судебная коллегия не принимает, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
На основании п. 4 Правил подачи заявления и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский семейный капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18октября 2011 года N 1180н, лица, указанные в п. 3 данных Правил, лично их законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата со всеми документами, указанными в пункте 5 Правил, который указывает, что одним из таких документов являются документы, подтверждающие рождение указанных детей.
Следовательно, в силу предписаний Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и названных Правил свидетельства о рождении детей относятся к числу документов, представление которых является необходимым для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в редакции, действовавшей до 2 августа 2010 года) не предусматривал возможность получения родителями ребенка, умершего на первой неделе жизни, свидетельства о рождении: п. 2 его ст. 20 устанавливал, что, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, и на основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. При этом по просьбе родителей (одного из родителей) выдавался документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни (справка о рождении по форме N26).
Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность.
Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала", введенным в действие с момента опубликования (2 августа 2010 года), в данную статью внесено изменение, устраняющее запрет выдавать в таком случае свидетельство о рождении ребенка, а также предусмотрено, что родители (один из родителей), чьи дети умерли на первой неделе жизни начиная со дня вступления в силу Федерального закона "Об актах гражданского состояния", имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей в порядке, установленном ФЗ "Об актах гражданского состояния" (п.1 ст.3, п.3 ст.4).
Буквальный анализ положений Федерального закона от 29.12.2006 года N 256-ФЗ, определяющих процедуру реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, позволяет определиться, что формально возникновение права на материнский (семейный) капитал возникает даже не с момента рождения, определенного по медицинским критериям, а с момента регистрации данного факта с соблюдением установленной процедуры, т.е. целям реализации предоставляемого законодателем права служит не медицинский, а юридический критерий рождения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации рождения является:
документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, в которой происходили роды, независимо от ее организационно-правовой формы;
документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой, - при родах вне медицинской организации.
Получение медицинской документации, удостоверяющей рождение ребенка, осуществляется при подтверждении медицинским работником, оказывающим помощь при родах, условий жизнеспособности. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ и Госкомстата России от 4 декабря 1992 г. N 380/190 "Об утверждении Инструкции об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода" к признакам живорождения относятся дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. Жизнеспособными и подлежащими регистрации в качестве живорожденных признаются дети с массой тела 1000 г и более (или, если масса при рождении неизвестна, длиной тела 35 см и более или сроком беременности 28 недель и более), включая новорожденных с массой тела менее 1000 г - при многоплодных родах, а также с массой тела с 500 до 999 г в тех случаях, если они прожили более 168 часов после рождения (7 суток). Форма медицинского свидетельства и требования к его заполнению установлены приказом Минздрава России от 7 августа 1998 г. N 241 "О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в связи с переходом на МКБ-Х".
Процедура государственной регистрации рождения определена ст. 17, 18 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". В удостоверение факта государственной регистрации рождения ребенка выдается свидетельство о рождении установленного образца. Форма бланка свидетельства о рождении утверждена постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния". В свидетельстве о рождении в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения:
фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка;
фамилия, имя, отчество, гражданство родителей (одного из родителей);
дата составления и номер записи акта о рождении;
место государственной регистрации рождения (наименование органа записи актов гражданского состояния);
дата выдачи свидетельства о рождении.
Таким образом, одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает предоставление дополнительных мер государственной поддержки, определенных настоящим Законом, является рождение ребенка, появление на свет которого зарегистрировано в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
Поскольку в данном случае новорожденный (плод) с массой тела менее 999 грамм родился на сроке менее 28 недель и прожил менее 168 часов, оснований для выдачи документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти истице не имеется, равно как не имеется оснований для регистрации данных актов гражданского состояния в органах ЗАГСа.
Доказательств того факта, что ребенок был рожден на ином, более позднем сроке беременности, истица не представила.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность принятого судебного решения, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
С учетом изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 06 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Файрузовой Г.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи Г.Р. Кулова
З.Ф. Фаизова
Справка: судья Имашева Э.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.