Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Свистун Т.К., Фроловой Т.Е.,
при секретаре Фархутдиновой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя САГ по доверенности САГ на решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований САГ к Администрации муниципального района адрес РБ о признании незаконным постановление о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из списков участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", обязании восстановить в очереди граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья по категории "граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" - отказать.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
САГ обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании незаконным постановление о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из списков участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", обязании восстановить в очереди граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья по категории "граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В обоснование своих требований указал, что протоколом N ... заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации MP адрес Республики Башкортостан от дата САГ поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" по категории "граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". САГ постоянно проживает в квартире, расположенной по адресу: адрес, общей полезной площадью ... кв.м. В данном жилом помещении зарегистрированы члены его семьи в составе четырех человек, в связи с чем, у него возникла необходимость в улучшении жилищных условий.
Решением Администрации MP адрес Республики Башкортостан от дата N ... САГ снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием отказа явилось то обстоятельство, что его дочь снялась с регистрационного учета из жилого помещения.
Истец полагает данное решение Администрации незаконным, необоснованным по тем основаниям, что жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, не находится в его собственности, оно принадлежит его бывшей супруге САГ на правах наследования и не является совместно нажитом имуществом. Никто из членов его семьи не имеет жилья в собственности.
Администрацией MP адрес РБ не проверены условия его проживания по месту регистрации. Считает выводы Администрации MP адрес Республики Башкортостан о том, что САГ является членом семьи в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ не основаны на доказательствах. Администрацией MP адрес Республики Башкортостан не представлено доказательств совместного проживания в одном жилом помещении с собственником. При вынесении решения суда не учтено то обстоятельство, что он не является членом семьи собственника, поскольку в настоящее время брак между ними расторгнут.
Просил признать отказ Администрации MP адрес РБ от дата за N ... в снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из списков участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" по категории "граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" незаконным и обязать Администрацию MP адрес Республики Башкортостан восстановить в очереди граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями.
Судом постановленоприведенное выше решение суда.
В апелляционной жалобе представителем САГ по доверенности САГ ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указано, что судом не учтено, что истец состоит на учет граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в 2001 году. Граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. В силу п.2 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ: утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма - увеличение количества квадратных метров на человека, не является основанием для снятия с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца САГ, поддержавшего доводы жалобы, представителя Министрества труда и социальной защиты населения РБ - САГ о законности решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее дата, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. N 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения. К данным основаниям, в частности, относятся: приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам (п. "д"); изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (п. "и").
Таким образом, отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии.
По смыслу приведенных норм права граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Как установилсуд, и подтверждается материалами дела, протоколом N ... заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации MP адрес РБ от дата САГ с составом семьи из четырех человек (он, его супруга САГ, дочь САГ, сын САГ) с дата принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории "граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", (л.д.56).
На момент постановки САГ на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, он со своей семьей проживал по адресу: РБ, адрес-а, адрес. С дата он зарегистрирован и проживает с семьей по адресу: РБ, адрес.
Из протокола N ... заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации MP адрес РБ от дата следует, что отделом по жилищным вопросам администрации MP адрес РБ при формировании списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории "граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по муниципальному району адрес Республики Башкортостан по состоянию на дата проведена проверка документов граждан с целью подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий. Были сделаны запросы в Росреестр, запрошены у граждан недостающие документы. В результате проверки выявлено, что САГ, проживает в составе семьи из трех человек в жилом доме общей площадью ... кв.м. по адресу: РБ, адрес, находящемся в собственности супруги САГ Площадь жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи, более учетной нормы ( ... кв.м.), а именно 15,77 кв.м. Комиссией принято решение об исключении из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории "граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по MP адрес РБ и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях САГ(л.д.79-80).
Постановлением Администрации MP адрес РБ от дата за N ... утверждено решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации MP адрес РБ от дата по результатам рассмотрения документов (протокол N ... от дата). САГ исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории "граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по MP адрес РБ и снят с учета нуждающихся в жилых помещениях (л.д ... ).
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него, объекты недвижимости от дата за N ... САГ (супруга истца) является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: РБ, адрес, площадь жилого помещения составляет 47,3 кв.м.
Поскольку на момент заседания общественной комиссии дата по месту регистрации истца САГ по адресу: РБ, адрес, один из членов семьи - дочь САГ снялась с регистрации дата в связи с убытием для проживания в другой город, прописанных в указанном жилом помещении осталось трое человек (истец, его супруга и сын), следовательно, на каждого члена семьи уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения составляет ... кв.м., что более учетной нормы, установленной в муниципальном районе адрес РБ решением Совета MP адрес РБ от дата N ... ( ... кв.м.).
Разрешая исковые требования САГ к Администрации муниципального района адрес РБ о признании незаконным постановление о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из списков участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", обязании восстановить в очереди граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья по категории "граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материально права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данных требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что постановление Администрации MP адрес РБ от дата N ... об исключении САГ из списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является законным и обоснованным, поскольку обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты, является отсутствие жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а ввиду того, что по месту регистрации истца САГ по адресу: РБ, адрес, один из членов семьи - дочь САГ снялась с регистрации дата в связи с убытием для проживания в другой город, прописанных в указанном жилом помещении осталось трое человек (истец, его супруга и сын) исключение истца из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилья, является правомерным.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Суд правильно опроверг доводы истца, что жилое помещение по адресу: РБ, адрес, принадлежит его бывшей супруге САГ, брак между ними расторгнут, и он не имеет объектов недвижимости на праве собственности. Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Кроме того на момент его снятия с регистрационного учета, брак между ним и его супругой не был расторгнут.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.
Другие доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела или имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не содержащими оснований к отмене или изменению решения суда.
Разрешая спор, суд дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно определили установилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, и не допустил нарушений процессуального закона, изложенные в решении выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
Таким образом, оспариваемое решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя САГ по доверенности САГ без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Свистун Т.К.
Фролова Т.Е.
Справка: судья Коровина О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.