Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Мугиновой Р.Х.
судей: Мухаметовой Н.М.
Фархиуллиной О.Р.
при секретаре Тутаевой Л.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 07 ноября 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к адрес городского округа адрес, Администрации муниципального района адрес, Администрации городского округа город о предоставлении жилого помещения, признании отказа муниципального органа в предоставлении жилья незаконным, отказать.
Заслушав доклад судьи Мухаметовой Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации адрес района городского округа город адрес, Администрации муниципального района адрес, Администрации городского округа город адрес о предоставлении жилого помещения, о признании отказа муниципального органа в предоставлении жилья незаконным, признании за ним права на обеспечение жилым помещением, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. В обоснование требований истец указал, что с раннего детства остался без попечения родителей, является круглым сиротой, опекуном была назначена тетя - ФИО4, с которой истец проживал по адресу: адрес. Собственником указанной квартиры является ФИО15.
Согласно выписке из ЕГРП, за истцом зарегистрировано право собственности на 1/2 доли жилого дома по адресу: адрес. На основании Постановления администрации сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес N ... от дата вышеуказанный жилой дом признан непригодным для проживания, что подтверждается заключением межведомственной комиссии от дата, другого жилья у истца нет.
В период нахождения под опекой у ФИО5 в отделе опеки и попечительства администрации муниципального района адрес пояснили, что по достижении 18-летнего возраста истцу будет предоставлено жилое помещение, однако, данные обязательства выполнены не были.
Истец указывает, что по достижении 18 лет он неоднократно обращался в отдел опеки и попечительства по вопросу предоставления жилого помещения, но ему объясняли, что очередь большая, финансирование выделяется не в полном объеме и по мере выделения жилого помещения его известят письменно.
дата истец обратился с письменным заявлением в адрес ГО адрес о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, но письмом от дата истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося, мотивировав тем, что на момент обращения ему исполнилось 24 года.
По мнению истца, указанный отказ является неправомерным, так как должностные лица органа опеки и попечительства администрации муниципального района адрес, зная о ФИО6, как о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в тот период, когда он был несовершеннолетним, находился под опекой, вопреки требованиям закона, не предприняли мер, в том числе, не предложили законному представителю (опекуну, попечителю) в целях формального соблюдения требований жилищного законодательства, обратиться за постановкой на учет для получения жилья.
Истец считает, что ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства не может являться основанием для лишения такого ребенка надлежащего социального обеспечения, гарантированного Конституцией РФ.
ФИО1 просит, с учетом уточненных исковых требований, признать бездействие администрации муниципального района адрес в непринятии мер по соблюдению требований жилищного законодательства о постановке на учет ФИО1 для получения жилья, признать незаконным отказ администрации адрес ГО адрес во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, признать за ним право на обеспечение жилым помещением, обязать Администрацию ГО адрес предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Судом принято вышеприведенное решение, об отмене которого просит ФИО1, указывая на его незаконность, на судебную практику, на его обращение в администрацию, которой ему разъяснялось о предоставление общежития.
Лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте апелляционного рассмотрения, в отсутствие доказательств неявки по уважительным причинам коллегия в силу положений ст.ст. 167,327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела.
Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, его представителя ФИО7 по устному ходатайству, поддержавших жалобу, представителя администрации адрес ГО адрес и Администрации ГО адрес ФИО8 (по доверенностям), поддержавшей решение, обсудив доводы жалобы, коллегия находит ее подлежащей удовлетворению.
Согласно ст.195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Законным решение является, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 указанного Федерального закона).
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что ФИО1, дата года рождения, в дата году после смерти матери - ФИО9 (свидетельство о смерти серии 1-АР N ... ) воспитывался опекуном ФИО4, работавшей медсестрой, что подтверждается постановлением N ... от дата, проживал в адрес РБ.
В абз. 2 п. 1 статьи и ч. 1.2 ст. 6 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусмотрено, что вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются ГК РФ, СК РФ, ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (см. подп. 24.2 п. 2 ст. 26.3), ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (см. п. 4 ч. 1 ст. 14.1, п. 3 ч. 1 ст. 15.1, п. 4 ч. 1 ст. 16.1), иными федеральными законами и законами субъектов РФ.
Так, в силу ст. 7 Закона Республики Башкортостан от 09.01.2002 N 292-з "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в адрес" органы опеки и попечительства:
- осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет и межведомственную координацию;
- принимают решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.
Как усматривается из постановления главы администрации адрес сельсовета адрес РБ от дата. вопрос о сохранении за ним прав на жилье не разрешен (л.д.11), доказательств выполнения обязанностей, предусмотренных ст.34 ГК РФ, суду не представлено. Как усматривается из объяснений свидетеля ФИО10 усматривается, что подопечный ФИО1 проживал в ней по месту ее жительства: адрес, до поступления на учету, при обращении в администрацию ей заявляли о большой очередности детей-сирот, предоставлении подопечному жилья по месту учебы, после переезда в адрес в дата. она обращалась в отдел опеки и попечительства, представила пакет документов, работник отдела опеки, не зарегистрировав ее заявление, порвала документы (л.д.92).
Ч.2 и 3 ст. 9 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусмотрено, что: а) при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного;
б) полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.
Вместе с тем, доказательств того, что со сменой места жительства ФИО1 в связи с обучением и передачи сведений о нем в отдел опеки и попечительства по месту его учеты администрация МР адрес РБ уду не представила.
ФИО1 пояснил, что неоднократно он и его тетя обращались по вопросу разрешения его постановки на учет в устном порядке, на его устные заявления давались разъяснения о предоставлении ему жилья в общежитии по месту учеты.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 обучался в адрес государственном техническом университете, и в период с дата. по дата. булл зарегистрирован по месту учеты: общежитие, адрес.
Согласно выписке из ЕГРП, ФИО1 является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по адрес РБ.
Постановлением от дата N ... было утверждено заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома, расположенного по адрес РБ, принадлежащего 1/2 доли ФИО4, 1/2 доли ФИО1, непригодным для постоянного проживания. Как пояснил истец в апелляции, о наличии у него данного жилого помещения ему не было известно.
Письмом от дата за N ... Администрация адрес района ГО адрес РБ сообщило ФИО1 о том, что Администрация адрес района ГО адрес РБ не имеет оснований принять его на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного помещения в связи с достижением последним 24 летнего возраста.
Действительно, исходя из положений пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
При этом, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, в таком случае необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о бездействии ФИО1 по своевременному обращению в органы опеки и попечительства.
Между тем, согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). Из названных положений во взаимосвязи со статьей 2 Конституции Российской Федерации, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства, и статьей 18, закрепляющей, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, вытекает, что забота о благополучии и развитии детей, включая нуждающихся в опеке и попечительстве, защита их прав и интересов - обязанность не только органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, но и органов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению.
В силу указанных конституционных требований федеральный законодатель, реализуя свои полномочия в сфере семейного законодательства, а именно осуществляя правовое регулирование отношений, связанных с защитой семьи, материнства, отцовства и детства, а также с социальной защитой (статья 72, пункты "ж" и "к" части 1, Конституции Российской Федерации), вправе отнести вопросы опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, к вопросам муниципального уровня.
При обращении ФИО1 в 2014г. (в возрасте 24 лет) администрация адрес ГО адрес не выявила обстоятельства сложной семейной жизни ФИО1, доказательств постановки на своевременный учет администрацией МР адрес РБ не проверила, ограничившись ответом о достижении им 23-летнего возраста в нарушение положений ст.34 ГК РФ.
Ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления обязанностей по защите прав ребенка, отнесенного к социальной защищенной группе - дети-сироты, переданного под опеку лица, не обладающего юридическими познаниями, привело к несвоевременному обращению ФИО1 за защитой жилищных прав.
При указанных обстоятельствах решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, иск ФИО1 - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.328,30 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 07 ноября 2016 года отменить.
По делу принять новое решение.
Признать бездействие администрации муниципального района адрес в непринятии мер в соблюдении требований жилищного законодательства о постановке на учет для получения жилья ФИО1.
Признать незаконным отказ администрации адрес городского округа адрес во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Признать за ФИО1 право на обеспечение жилым помещением.
Обязать администрацию городского округа горож адрес предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставление площади жилого помещения, не менее 14 кв.м.
Председательствующий: Р.Х.Мугинова
Судьи: Н.М.Мухаметова
О.Р.Фархиуллина
Справка: судья Сафиуллина Н.Ш.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.