Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Троценко Ю.Ю.,
Хакимова А.Р.
при секретаре Гатауллиной О.Т.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 08 декабря 2016 г.
Заслушав доклад судьи Хакимова А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации СП Авдонский сельсовет MP Уфимский район РБ о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, где указывает, что в апреле 2016 года он обратился к ответчику с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. дата ответчиком по рассмотрению заявления было принято решение отказать в принятии истца на учет по основаниям, предусмотренным ст. 53, п.п. 3 и 1 ст. 54 ЖК РФ. Данное решение является не соответствующим действующему законодательству и нарушающим конституционное право истца на жилище. Истец проживает по адресу: РБ, адрес вместе со своей семьей: супругой ФИО10, несовершеннолетними детьми ФИО9, 04.09.2013г.р., ФИО14, 16.06.2015г.р., ФИО15 16.06.2015г.р., сестрой ФИО12 Владельцем указанной квартиры на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности является отец истца ФИО18 P.P. Собственного жилья истец не имеет, в связи с чем вынужден обратиться с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В квартире фактически проживает 6 человек, в том числе малолетние дети и общая площадь помещений квартиры по указанному адресу составляет 29 кв.м. Основания для принятия решения об отказе в постановке на учет истца и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствуют действительности.
Просит признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района адрес РБ от дата об отказе в принятии ФИО1 и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным. Обязать ответчика принять истца ФИО1 и членов его семьи - супругу ФИО10, несовершеннолетних детей ФИО11, ФИО14, ФИО15 на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом постановленорешение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым решением, ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ввиду неправильного применения норм процессуального и материального права.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд исходил из того, что истцы намеренно ухудшили свои жилищные условия.
С данным выводом не может согласиться судебная коллегия по следующим основаниям.
По данному делу юридически значимым и подлежащим установлению с учетом заявленных исковых требований ФИО1, возражений на них и подлежащих применению норм материального права являлось выяснение того, были ли действия ФИО1 по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем его отцу, намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, и приобрел ли он в результате этих действий статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" право граждан на самостоятельный выбор своего места жительства не может быть ограничено иначе, чем на основаниях, предусмотренных законом.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ судом могут быть признаны недействительными ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, если они не соответствуют закону, иным правовым актом и нарушают права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя помещения по договору социального найма либо собственниками помещений или членами семьи собственника жилого помещения на члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу данной нормы отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителями таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют об очевидном намерении приобрести право состоять на учете.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14.07.2011 г. N 945-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с составом семьи из 5 человек: ФИО10 - супруга, ФИО12 - сестра, ФИО13- дочь, ФИО14 - сын, ФИО15 - сын, зарегистрированы в жилом помещении по адресу: РБ, адрес, общей площадью 29 кв.м. Собственником указанного жилого помещения является отец истца ФИО18 P.P., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии УФ N ... от дата.
В целях определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением Совета сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района адрес РБ от 16.05.2007г. N ... установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м.
Таким образом, на одного человека семьи истца приходится менее 12кв.м. жилого помещения.
Как следует из выписки из похозяйственной книги, ФИО1 в период времени с дата по дата был зарегистрирован по адресу: РБ, адрес ул. 60 лет СССР, адрес, общей площадью 59,2 кв.м. ФИО10 в период времени с дата по дата также была зарегистрирован по адресу: адрес Также в указанной квартире в период с 01.10.2004г. по дата и в период с 28.05.2012г. по дата была зарегистрирована ФИО12 - сестра. Собственником жилого помещения по адресу: адрес является отец истца ФИО18 P.P.
Обеспеченность истца общей площадью жилья по адресу: адрес, на одного человека составляла 19,73 кв. м, что превышало учетную норму, установленную решением Совета сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района адрес РБ от 16.05.2007г. N ... в 12 кв.м.
дата ФИО1, ФИО10, ФИО18 P.P. на основании личного заявления были сняты с регистрационного учета из жилого помещения по адресу: адрес общей площадью 59,2 кв.м. и зарегистрированы по адресу: РБ, адрес, общей площадью 29 кв.м.
дата ФИО1 обратился с заявлением в администрацию сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района адрес РБ, в котором просил принять его и членов его семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам сельского поселения Авдонский сельсовет MP адрес РБ от 22.04.2016г. ФИО1, с составом семьи из 6 человек отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях - на основании п.п.2 п.1 ст. 54 ЖК РФ, п.п. 3 п.1 ст. 54 ЖК РФ.
Согласно ответу Администрации сельского поселения Авдонский сельсовет MP адрес РБ от 22.04.2016г. N ... отказ мотивирован тем, что истец в период с 14.08.2000г. - 14.05.2013г. и его супруга в период с дата -14.05.2013г. были зарегистрированы по адресу: адрес общей площадью 59,2 кв.м. с составом семьи 3 человека, что превышало учетную норму.
Между тем, доказательств умышленного ухудшения истцом своих жилищных условий в материалах дела не имеется и ответчиком суду не представлено.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что оставаясь проживать в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес, общей площадью 59,2 кв.м., истцы, имея состав семьи из 5 человек, также оставались бы обеспеченными жилым помещением менее учетной нормы предоставления (59,2 : 5 = 11,84).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что изменение места жительства истцов нельзя рассматривать как умышленное ухудшение своих жилищных условий, поскольку переезд истцов был вынужденной мерой и не направлен на намеренное ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, исходя из принципа презумпции добросовестности действий истца, и поскольку обратного ответчиком доказано не было, судебная коллегия приходит к выводу, что семья ФИО1 имеет право на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В связи с чем у администрации сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан отсутствовали правовые основания для отказа ФИО1 в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по указанным в ответе N ... от дата основаниям.
Таким образом, судебная коллегия признает решение органа местного самоуправления от дата об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищный условий незаконным.
Поскольку иных оснований для отказа в постановке истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях администрацией сельского поселения Авдонский сельсовет МР адрес РБ не заявлено и в материалы дела не представлено, судебная коллегия полагает возможным обязать администрацию поставить семью истцов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам сельского поселения Авдонский сельсовет МР адрес РБ от дата об отказе в принятии ФИО2 и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях и обязать администрацию сельского поселения Авдонский сельсовет МР адрес РБ принять ФИО2 и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Уфимского районного суда РБ от 08.12.2016 года отменить и принять новое решение.
Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам сельского поселения Авдонский сельсовет МР Уфимский район РБ от дата об отказе в принятии ФИО2 и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать администрацию сельского поселения Авдонский сельсовет МР Уфимский район РБ принять ФИО2 и членов его семьи - супругу ФИО3, несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5 и ФИО6 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.