Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Крыгиной Т.Ф.,
судей Вахитовой Г.Д.,
Булгаковой З.И.,
при секретаре Искужиной Г.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авзаловой Р. А., Латыпова Ю. Б. к Администрации сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконным постановление органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по апелляционным жалобам Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
Нагимов М.Т., действуя в интересах Авзаловой Р.А., Латыпова Ю.Б., обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ (далее по тексту администрация), Министерству труда и социальной защиты населения РБ (далее по тексту Министерство) о признании незаконным постановление главы администрации от дата N ... об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Авзалову Р.А. и Латыпова Ю.Б.
В обоснование требований указано, что Авзалова Р.А., инвалид ... , дочь умершего участника ВОВ подлежит включению в список нуждающихся в жилом помещении по категории в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Латыпов Ю.Б., инвалид ... , подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма вне очереди в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, с включением в список нуждающихся в улучшении жилья, как страдающий тяжелыми формами хронического заболевания. Однако, истцам постановлением главы администрации в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения отказано. Считая данный отказ незаконным, просят суд признать незаконным постановление главы администрации от дата N ... об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Авзалову Р.А. и Латыпова Ю.Б.; обязать администрацию, Министерство включить Авзалову Р.А., инвалида ... , в список лиц, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" от 07 мая 2008 года за N714; обязать администрацию, Министерство включить Латыпова Ю.Б., инвалида ... , в список в качестве нуждающихся в улучшении жилья, страдающего тяжелыми формами хронического заболевания на основании статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от дата постановленоадминистративный иск Авзаловой Р. А., Латыпова Ю. Б. к администрации сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконным постановление органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.
Признать постановление Главы сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N ... от дата об отказе Авзаловой Р. А. и Латыпову Ю. Б. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан включить Авзалову Р. А., инвалида ... , в список лиц, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Обязать администрацию сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан включить Латыпова Ю. Б., инвалида ... , в список в качестве нуждающихся в улучшении жилья, страдающего тяжелыми формами хронического заболевания, на основании статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В апелляционных жалобах Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене указанного решения и о принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от дата отменено в части обязания Министерства труда и социальной зашиты населения Республики Башкортостан включить Латыпова Ю. Б. в список в качестве нуждающихся в улучшении жилья на основании статей 51, 57 ЖК РФ. в удовлетворении иска в этой части отказано.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от дата апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Лица, участвующие в деле, и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании части 3 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан - ФИО22 и ФИО23, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - ФИО24, поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, Латыпова Ю.Б. и Авзаловой Р.А. - ФИО25, полагавшего решение законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Авзалова Р.А., дата года рождения, является дочерью умершего участника Великой Отечественной войны ФИО26, что подтверждается свидетельством о ее рождении, свидетельством о смерти ФИО27 от дата, архивной справкой Отдела ВК РБ по г. Дюртюли, Дюртюлинскому и Илишевскому районам Республики Башкортостан N ... от дата, учетной карточкой к военному билету ФИО28
Согласно выписке из акта освидетельствования к справке сер. N ... от дата Авзалова Р.А. является инвалидом первой группы с детства бессрочно (л.д. 19, т.1).
Латыпов Ю.Б., дата года рождения, является инвалидом ... бессрочно, что подтверждается копией выписки из акта освидетельствования во ВТЭК к справке сер. N ... от дата.
Авзалова Р.А. и Латыпов Ю.Б. состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака от дата.
Из свидетельств о регистрации по месту пребывания N ... , N ... от дата следует, что Авзалова Р.А. и Латыпов Ю.Б. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: адрес, на срок с дата по дата.
Из уведомлений Управления Росреестра по Республике Башкортостан N ... от дата, N ... от дата следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Авзаловой Р.А. и Латыпова Ю.Б. на имеющие у них объекты недвижимого имущества отсутствует.
дата Авзалова Р.А. и Латыпов Ю.Б. в лице представителя по доверенности ФИО29, как лица, не имеющие своего жилья, обратились к главе сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан с заявлением о постановке их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, Авзалова Р.А. как член семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны, а Латыпов Ю.Б. - в соответствии со статьями 51,57 ЖК РФ, соответственно.
Как следует из выписки из протокола N ... на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам по сельскому поселению Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан дата было рассмотрено заявление представителя Авзаловой Р.А. и Латыпова Ю.Б. ФИО30 о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в постановке на учет отказано в связи с предоставлением заявителями в орган местного самоуправления только части необходимых документов.
Постановлением главы сельского поселения N ... от дата Авзаловой Р.А. и Латыпову Ю.Б. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении отказано по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 54 ЖК РФ, статьей 5 Закона Республики Башкортостан "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан", "Положением о порядке признания жителей муниципального района Дюртюлинский район РБ малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" от дата N ...
Суд первой инстанции, разрешая спор и руководствуясь положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 года N 322 "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета", статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 52, 53, 57 ЖК РФ, исходил из того, что отказ главы сельского поселения в постановке Авзаловой Р.А. и Латыпова Ю.Б. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является неправомерным.
Между тем, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения Латыпова Ю.Б. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, право Латыпова Ю.Б. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания его малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем документы, подтверждающие право Латыпова Ю.Б. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, стороной истца представлены не были. В материалах дела сведений о признании Латыпова Ю.Б. в установленном порядке малоимущим, как и о наличии у него хронического заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не имеется.
В связи с этим вывод суда о наличии оснований для включения Латыпова Ю.Б. на основании статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в список нуждающихся в улучшении жилья лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, сделан без установления судом всех юридически значимых обстоятельств по делу.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению таких мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Во исполнение приведенных выше правовых норм постановлением Правительства Российской Федерации N 614 от 15 октября 2005 года утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 года N 322 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Согласно указанному выше Порядку предоставления мер социальной поддержки, республиканский список граждан, имеющих право на социальную поддержку в соответствии со статьей 23.2 вышеуказанного Федерального закона, формируется Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на основании списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления.
Постановка члена семьи погибшего (умершего) инвалида и участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления влечет за собой в последующем включение его в сводный список, который формирует Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, а затем - выдачу сертификата на строительство или приобретение жилья, и, соответственно, расходование средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктами 5, 6, 9 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614, форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые несут ответственность за несоблюдение настоящих Правил и недостоверность представляемых в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведений.
Таким образом, признание граждан нуждающимися в жилых помещениях относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, принимающих свое решение о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также снятии с такого учета.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о том, что на него не может быть возложена обязанность по включению Авзаловой Р.А. в список лиц, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" заслуживают внимания.
Указанные выше обстоятельства не были учтены судом первой инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах, решение суда в указанной его части не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения в данной части, которым в удовлетворении исковых требований Латыпова Ю.Б. о признании незаконным Постановление главы сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан за N ... от дата об отказе в принятии Латыпова Ю.Б. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязании администрацию сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Министерство труда и социальной защиты Республики Башкортостан населения включить Латыпова Ю.Б. в список в качестве нуждающихся в улучшении жилья, страдающего тяжелыми формами хронического заболевания, на основании статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в удовлетворении исковых требований Авзаловой Р.А. к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об обязании включить ее в список лиц, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" следует отказать.
В остальной части решение суда следует признать законным и обоснованным, так как оно основано на установленных по делу обстоятельствах и принято с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
При этом заслуживает внимания тот факт, что Постановлением главы сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан за N ... от дата Авзалова Р.А. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от дата отменить в части признания незаконным Постановление главы сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан за N ... от дата об отказе в принятии Латыпова Ю. Б. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании администрацию сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан включить Латыпова Ю. Б., инвалида ... в список в качестве нуждающихся в улучшении жилья, страдающего тяжелыми формами хронического заболевания, на основании статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и обязания Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан включить Авзалову Р. А., инвалида ... , в список лиц, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
В отмененной части принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Латыпова Ю. Б. к администрации сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признания незаконным Постановление главы сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан за N ... от дата об отказе в принятии Латыпова Ю. Б. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязании администрацию сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан включить Латыпова Ю. Б., инвалида ... в список в качестве нуждающегося в улучшении жилья, страдающего тяжелыми формами хронического заболевания, на основании статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении исковых требований Авзаловой Р. А. к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об обязании включить Авзалову Р. А., инвалида ... , в список лиц, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" от 07 мая 2008 года N 714 отказать.
В остальной части решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Булгакова З.И.
Вахитова Г.Д.
Справка: судья Гиззатуллин Ф.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.