Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
в составе председательствующего Сафина Ф.Ф.,
судей Гибадуллиной Л.Г.,
Субхангулова А.Н.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
В административном иске Администрации МР Туймазинский район РБ к административным ответчикам судебному приставу-исполнителю Туймазинского межрайонного отдела судебных приставов УФССП по РБ Латыповой И.З., Туймазинскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП по РБ, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по РБ об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и требований о предоставлении жилых помещений, а именно: признании незаконными постановлений от "дата" судебного пристава-исполнителя Латыповой И.З. по каждому исполнительному производству "N" о взыскании исполнительского сбора, а также признании незаконным требований судебного пристава-исполнителя Латыповой И.З. о предоставлении до "дата" детям-сиротам благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по месту жительства в границах МР Туймазинский район РБ и заключении договоров найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет - отказать полностью.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МР Туймазинский район РБ обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Туймазинского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по РБ Латыповой И.З., Туймазинскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по РБ, Управлению Федеральной службы судебных приставов по РБ об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и признании незаконными требований о предоставлении жилых помещений. Административные исковые требования мотивируют тем, что постановлениями заместителя старшего судебного пристава Туймазинского межрайонного ОСП УФССП России по РБ Латыповой И.З. от "дата" "N" с Администрации МР Туймазинского района РБ взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в рамках каждого исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительных листов, выданных Туймазинским межрайонным судом об обязании предоставить детям-сиротам благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства в границах МР Туймазинский район РБ и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. Одновременно, с вынесением указанных выше постановлений, заместителем старшего судебного пристава Туймазинского межрайонного ОСП УФССП России по РБ Латыповой И.З. к Администрации МР по каждому из исполнительных листов предъявлены требования о предоставлении в срок до "дата" жилых помещений детям-сиротам. По состоянию на "дата" в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоят 173 человека. Обязанности органов местного самоуправления заключаются лишь в формировании и предоставлении в Министерство Образования РБ списков детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и при получении субвенций - распоряжении выделенными средствами.
Административный истец считает, что свои обязанности Администрация МР Туймазинский район в части возложенных на нее государственных полномочий РБ по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и по реализации данной программы исполнила, в полном объеме. В частности Администрацией МР Туймазинский район РБ все указанные дети-сироты приняты на учет для обеспечения жилыми помещениями. В целях обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями Администрацией МР Туймазинский район РБ в установленном порядке, ежегодно вначале года (последний раз в "дата") в Министерство образования РБ направляется список детей-сирот (в "дата" на 148 человек), подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В данном списке отдельной графой указывается общее количество детей-сирот, достигших 18-летнего возраста, у которого право на предоставление жилого помещения возникает в текущем году. Кроме того, Администрацией МР Туймазинский район ежеквартально в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре предоставляется информация о количестве вступивших в законную силу решений суда об обязании предоставить жилые помещения детям-сиротам.
Таким образом, на начало текущего года перед распределением субвенций Правительство РБ владеет полной информацией и о количестве детей-сирот, состоящих в списке, у которых право на получение жилого помещения возникает в текущем году, и о количестве вступивших в законную силу судебных решений. Предоставленные сведения о количестве детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в текущем году должны учитываться при определении объема необходимых субвенций, однако размер выделенных субвенций значительно ниже объема необходимых средств для обеспечения лиц, у которых возникло право на получение жилого помещения.
Административный истец полагает, что исполнение вступивших в законную силу судебных решений напрямую зависит от действий субъекта - от объема выделенных субвенций. В связи, с чем неисполнение вступивших в законную силу судебных решений не может быть виной Администрацией МР Туймазинский район. Так, на основании соглашения "О предоставлении субвенций из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджету МР Туймазинский район РБ на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями" "N" от "дата" Туймазинскому району в "дата" выделено 23 млн. 266 тыс. 610 руб. Указывают, что Администрацией МР в соответствии с требованиями ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с учетом объема выделенных средств заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, а также на участие в долевом строительстве жилых помещений. В частности, в "дата" по результатам электронного аукциона приобретено "адрес", которые предоставлены детям-сиротам по вступившим в законную силу решениям суда. Также заключены муниципальные контракты на участие в долевом строительстве 11 квартир в "адрес", "адрес". Кроме того, "дата" будут заключены 3 муниципальных контракта на приобретение трех квартир на территории Туймазинского района. Администрацией МР Туймазинский район РБ приняты все зависящие от нее меры для реализации переданных государственных полномочий, а также исполнения вступивших в законную силу решений суда. Несвоевременное исполнение Администрацией решений суда по обеспечению жильем детей-сирот, является следствием недостаточного финансирования органами государственной власти РБ реализации переданных ими полномочий, а также задержка сроков сдачи жилья подрядными организациями. Считают, что у Администрации МР отсутствует обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот вне очереди за счет собственных средств, в связи с чем, требования судебного пристава-исполнителя о предоставлении жилых помещений детям-сиротам в срок до "дата", в отсутствии заблаговременно выделенных из бюджета РБ на эти цели денежных средств, являются незаконными и необоснованными.
Административный истец просил суд признать незаконными постановления заместителя старшего судебного пристава Туймазинского межрайонного ОСП УФССП России по Республике Башкортостан Латыповой И.З. "N"; признать незаконными требования заместителя старшего судебного пристава Туймазинского межрайонного ОСП УФССП России по Республике Башкортостан Латыповой И.З. от "дата" о предоставлении детям-сиротам благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по месту жительства в границах МР Туймазинский район РБ и заключении договоров найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, приводит доводы аналогичные доводам административного искового заявления.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя старшего судебного пристава Туймазинского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Башкортостан Латыповой И.З. - Султанову Г.Р., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что на основании решений Туймазинского районного (межрайонного) суда РБ судебным приставом-исполнителем Туймазинского межрайонного ОСП СП УФССП по РБ возбуждены исполнительные производства по гражданским делам:
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
"N"
в отношении Администрации МР Туймазинский район РБ, о чем вынесены соответствующие постановления, которым должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
С момента получения должником копий постановлений о возбуждении исполнительных производств должностные лица Администрации МР Туймазинский район РБ, в том числе глава администрации Суфиянов А.Р. уведомлены о возбуждении исполнительных производств, о чем имеется соответствующая подпись.
Заместителем старшего судебного пристава Туймазинского межрайонного ОСП УФССП России по РБ Латыповой И.З. неоднократно выносились предупреждения об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, которые также вручены должностным лицам Администрации МР Туймазинский район РБ, в том числе главе администрации Суфиянову А.Р., о чем имеется соответствующая подпись лица, получившего предупреждения.
Заместителем старшего судебного пристава Туймазинского межрайонного ОСП УФССП России по РБ Латыповой И.З. вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей: "N".
Указанные постановления вручены главе Администрации МР Туймазинский район РБ Суфиянову А.Р., о чем имеется соответствующая подпись.
По двум исполнительным производствам "N"-ИП и "N"-ИП постановление о взыскании исполнительского сбора не выносилось, что согласуется с материалами настоящего дела и доводами административного ответчика.
Отказывая в удовлетворении заявленных администрацией МР Туймазинский район РБ требований, суд первой инстанции исходил из того, что требования исполнительных документов должником в установленный срок не исполнены, в связи с чем, не усмотрел оснований для признания постановлений судебного пристава-исполнителя незаконными.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Учитывая, что требования исполнительных документов должником в установленный постановлениями о возбуждении исполнительного производства срок не исполнены, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления вынесены судебным приставом-исполнителем в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, регламентирующего стадию исполнения судебных актов, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания их незаконными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете денежных средств, необходимых для исполнения решения суда, невозможность своевременного исполнении в связи с не выделением субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, длительность процедуры оформления квартир для детей-сирот, при наличии надлежащих доказательств принятия возможных мер для исполнения решения суда, могут быть приняты во внимание при разрешения вопроса об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Между тем, административный истец не заявил таких требований.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
А.Н. Субхангулов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.