Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Гибадуллиной Л.Г.
Субхангулова А.Н.
при секретаре Галяутдиновой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.М.В. к Отделу Военкомата Республики Башкортостан по Кировскому и адресм адрес (Военному комиссариату по Кировскому и адресм адрес Республики Башкортостан), Призывной комиссии адрес городского округа адрес Республики Башкортостан об оспаривании решения призывной комиссии,
по апелляционной жалобе Военного комиссариата по Кировскому и адресм адрес Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
административное исковое заявление С.М.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Призывной комиссии адрес городского округа адрес Республики Башкортостан от дата о призыве С.М.В. на военную службу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.М.В. обратился в суд с иском к Отделу Военкомата Республики Башкортостан по Кировскому и адресм адрес (Военному комиссариату по Кировскому и адресм адрес РБ), Призывной комиссии адрес городского округа адрес Республики Башкортостан об оспаривании решения призывной комиссии адрес Республики Башкортостан.
Требования мотивированы тем, что призывной комиссией по адрес в отношении С.М.В. вынесено решение о призыве. В настоящее время административный истец является студентом очного отделения Башкирского Государственного Университета. Указанное решение нарушает его право на отсрочку от призыва на военную службу.
Административный истец С.М.В. просил признать незаконным решение призывной комиссии о призыве его на военную службу.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат по Кировскому и адресм адрес Республики Башкортостан просит отменить решение суда, в обоснование жалобы указав на то, что Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от дата N ... утверждены перечни направлений подготовки высшего образования, согласно приложению. Из приложения N ... к приказу следует, что код 3 дата Психология относится к направлению подготовки высшего образования - бакалавриата. Из приложения N ... к приказу следует, что код 3 дата Психология служебной деятельности относится к направлению подготовки высшего образования - специалитета. У административного истца С.М.В. в связи с переводом из одной специальности на другую изменился уровень образования, что не позволяет ему воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, явившихся на судебное заседание, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела, которые подтверждаются материалами дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, С.М.В. состоит на учете в Военном комиссариате по Кировскому и адресм адрес (ранее ВК Кировского и адресов адрес) с дата.
Согласно справке от дата, дата С.М.В. поступил в ФГБУ высшего профессионального образования "Башкирский государственный университет", имеющему государственную аккредитацию N ... от дата, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на срок до дата, лицензию на осуществление образовательной деятельности N ... от дата. В настоящее время обучается на 1-м курсе по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) 3 дата Психология. Окончание обучения дата.
В связи с тем, что дата С.М.В. был зачислен на первый курс очной формы обучения ФГБУ высшего профессионального образования "Башкирский государственный университет" по направлению подготовки (специальности) 3 дата Психология, решением призывной комиссии от дата ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на время обучения в университете, сроком до дата.
На основании приказа N ... л/с от дата С.М.В. переведен на 1 курс очной формы обучения факультета психологии БашГУ по специальности 3 дата Психология служебной деятельности, общий курс обучения в ВУЗе увеличился на один год.
Согласно справке от дата, С.М.В. в настоящее время обучается на 2 курсе по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) 3 дата Психология служебной деятельности. Окончание обучения дата.
Решением призывной комиссии Призывной комиссии Кировского и адресов адрес Республики Башкортостан от дата С.М.В. был призван на военную службу.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, исходил из того, что на момент вынесения оспариваемого решения призывной комиссией С.М.В. являлся и является студентом высшего учебного заседания, имеющего аккредитацию по его специальности, высшее образование получает впервые, поэтому заявитель имеет право на увеличение общего срока отсрочки от призыва на военную службу, поскольку ранее предоставленная отсрочка не прекратила свое действие, так как срок обучения С.М.В. в учебном заведении увеличился не более чем на 1 год. На момент принятия оспариваемого решения о призыве на военную службу, основания, по которым ему ранее была предоставлена отсрочка, не отпали, С.М.В. продолжает обучение в ФГБУ высшего профессионального образования "Башкирский государственный университет" по очной форме обучения.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому, согласно названному Федеральному закону, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Согласно абз. 7 - 9 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
- программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
- программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
- программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Установлено, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год.
Таким образом, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
В соответствии с частью 2 статьи 22 указанного Федерального закона, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, на военную службу не призываются.
Согласно пункту 1 статьи 26 названного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от дата N 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 12 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры относятся к основным профессиональным образовательным программам высшего образования, а административные истца согласно пункту 3 части 1 статьи 33 того же Закона относятся к студентам.
При таких данных, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ приходит к выводу о том, что административным истцом доказан факт незаконности решения и действий со стороны административного ответчика по проведению мероприятий, связанных с призывом административного истца на военную службу.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об удовлетворении административного иска судебная коллегия находит обоснованным, он не противоречит материалам дела, является мотивированным, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи.
Доводы жалобы об изменении уровня образования не могут служить правовым основанием для отказа в предоставлении отсрочки, поскольку само по себе данное обстоятельство закон не связывает с основаниями для отказа в предоставлении отсрочки. Законодательство об образовании относит программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры к основным профессиональным образовательным программам высшего образования, а, следовательно, уровень образования административные истцы не снижали.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы суда по существу требований правильными, так как они соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, которые в решении суда приведены в полном объеме, применены и истолкованы верно. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения суда не имеется.
При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда первой инстанции оснований, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 307 - 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата по Кировскому и адресм адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Мухаметова Н.М.
Судьи Гибадуллина Л.Г.
Субхангулов А.Н.
справка: судья Соколова И.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.