Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Троценко Ю.Ю.
судей Куловой Г.Р. и Фаизовой З.Ф.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Камаловой А.А., Мулюковой А.Ф. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество, по апелляционной жалобе Камаловой А.А., Мулюковой А.Ф. на решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., выслушав Камалову А.А., поддержавшую жалобу, возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ Б.А.Х.,
установила:
Камалова А.А., Мулюкова А.Ф. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество.
В обоснование указали, что Камалова А.А. является собственником 52/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, площадью 93,3 кв.м, расположенный по адресу: ... Также является собственником 22/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ... , общей площадью 537 кв.м, расположенного по адресу: ...
Мулюкова А.Ф. является собственником 48/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, площадью 93,3 кв.м, расположенный по адресу: ... Также является собственником 22/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ... , общей площадью 537 кв.м, расположенный по адресу:
... долевыми собственниками в Управление Росреестра по РБ были поданы документы на государственную регистрацию объектов недвижимости.
Сообщениями от ... N ... , N ... и N ... , N ... в регистрации объектов недвижимости в упрощенном порядке было отказано со ссылкой на наличие ограничения в отношении земельного участка с кадастровым номером ...
Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от ... N ... об изъятии земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания индивидуального жилого дома и наличие построек, расположенного по адресу: ... , путем выкупа в установленном законом порядке и заключении договора N ... о развитии застроенной территории квартала.
Истцы просили суд признать незаконным отказ Управления Росреестра по ... в государственной регистрации права на недвижимое имущество N ... , N ... от ... , признать незаконным отказ Управления Росреестра по ... в государственной регистрации права на недвижимое имущество N ... , N ... от ...
Решением Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Камаловой А.А., Мулюковой А.Ф. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество - отказать.
В апелляционной жалобе Камалова А.А., Мулюкова А.Ф. просят решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам иска.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент подачи заявления) отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Рассматривая доводы административного истца, суд исходил из того, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, при этом, пунктом 1 статьи 2 Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
На основании статьи 2 Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент подачи заявления) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что:
к компетенции органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 3 статьи 9);
при осуществлении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 13);
органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов (пункт 1 статьи 17).
В соответствии со статьей 16 Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент подачи заявления) регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
На основании части 1 статьи 17 Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент подачи заявления), основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
По смыслу пункта 1 статьи 13 Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент подачи заявления), уполномоченным должностным лицом проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании абзаца 4 пункта 2 статьи 13 Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент подачи заявления), государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Как следует из пункта 1 статьи 18 Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент подачи заявления), документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Судом установлено, что Камалова А.А. является собственником 52/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ... согласно свидетельству о государственной регистрации права от ...
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ... Камалова А.А. является собственником 22/100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ...
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ... , Мулюкова А.Ф. является собственником 48/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ...
Согласно техническому паспорту на жилой дом, выданному ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости от ... собственникам жилого дома, расположенного по адресу: ... , являются Р.З.А. (4/100 доли), Д.А.А. (9/100 доли), Е.Р.Г. (30/100), Е.Р.Г. (13/100), Х.Л.Р. (12/100 доли).
Как следует из материалов дела, ... в РГАУ МФЦ ... обратилась Камалова А.А. с заявлениями N ... , 7047 о государственной регистрации права общей долевой собственности (52/100) на объекты недвижимости - здания площадью 17,3 кв.м и 41,3 кв.м, расположенные по адресу:
... в РГАУ МФЦ ... обратилась Мулюкова А.Ф. с заявлениями N ... , N ... о государственной регистрации права общей долевой собственности (48/100) на объекты недвижимого имущества - здания площадью 41,3 кв.м и 17,3 кв.м, расположенные по адресу: ...
На заявление Камаловой А.А. Управление Росреестра по РБ уведомило о приостановлении государственной регистрации на срок с ... по ... в связи с тем, что не представлены согласия участников долевой собственности на долю в праве собственности. Кроме того, согласно данным Единого государственного реестра прав на земельном участке с кадастровым номером N ... имеется ограничение на основании Постановления главы Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от ... N ... об изъятии земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: ... , путем выкупа в установленном законом порядке за счет средств ООО "Строй УК финанс". Также в уведомлении было предложено предоставить дополнительные доказательства наличия оснований для государственной регистрации.
... уведомлением Управлением Росреестра по ... N ... , N ... , N ... была приостановлена государственная регистрации права общей долевой собственности в связи с тем, что возникли сомнения о наличии оснований для государственной регистрации прав, поскольку не установлено, являются ли заявленные объекты объектами вспомогательного назначения и возможно ли строительство объектов на земельном участке с кадастровым номером N ... Кроме того, согласно данным Единого государственного реестра прав на земельном участке с кадастровым номером N ... имеется ограничение на основании Постановления главы Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от ... N ... об изъятии земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: ... , путем выкупа в установленном законом порядке за счет средств ООО "Строй УК финанс". Также в уведомлении было предложено предоставить дополнительные доказательства наличия оснований для государственной регистрации.
... Управление Росреестра по ... отказало Камаловой А.А. в государственной регистрации права собственности сообщение об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов N ... , на основании абзаца 4, 10 пункта 1, пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно данному сообщению заявителем не представлены согласия участников долевой собственности на долю в праве собственности. Государственный регистратор указал о том, что на земельный участок с кадастровым номером N ... установлено ограничение на основании Постановления главы Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от ... N ... - изъять земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенного по адресу: ... , путем выкупа в установленном законом порядке за счет средств ООО "Строй УК финанс".
... Управление Росреестра по ... отказало Мулюковой А.Ф. в государственной регистрации права собственности сообщение об отказе по делу правоустанавливающих документов N ... , N ... , на основании абзаца 4, 10 пункта 1, пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно данному сообщению заявителем не представлены согласия участников долевой собственности на долю в праве собственности. Государственный регистратор указал о том, что на земельный участок с кадастровым номером N ... установлено ограничение на основании Постановления главы администрации городского округа ... РБ от ... N ... - изъять земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенного по адресу: ... , путем выкупа в установленном законом порядке за счет средств ООО "Строй УК финанс".
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Положениями пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в случае обращения одного из сособственников с заявлением о государственной регистрации определения долей в праве общей собственности., необходимым условием государственной регистрации является наличие в письменной форме согласия иных сособственников, чьи доли в праве общей собственности определяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными сособственниками.
Как следует из материалов дела, на государственную регистрацию права общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок были представлены согласия участников общей долевой собственности на регистрацию права собственности. Вместе с тем, в представленных на государственную регистрацию согласиях собственников нет указания на размер доли участников, а иной документ определения долей в праве общей долевой собственности на земельный участок на государственную регистрацию представлен не был.
Таким образом, административные истцы не устранили соответствующие недостатки, не предприняли никаких мер по их устранению, не представили доказательства наличия оснований для государственной регистрации права, в связи с чем, административным ответчиком обоснованно сделан вывод о непредставлении правоустанавливающих документов.
Кроме того, самостоятельным основанием к отказу в регистрации за истцами права собственности на земельный участок явилось то, что на земельный участок, расположенный по адресу: ... , установлено ограничение на основании Постановления главы Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от ... N ... "Об изъятии вышеуказанного земельного участка, путем выкупа в установленном законом порядке за счет средств ООО "Строй УК финанс".
Согласно пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Как следует из материалов дела, Постановление главы Администрации городского округа ... N ... от ... не оспорено и установленном законом порядке не признано недействительным.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу о законности отказа Управления Росреестра по ... в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы жалобы о том, что земельный участок подлежит регистрации на основании решения Октябрьского районного суда ... от ... о признании за Камаловой А.А. права собственности на самовольные строения под литерами Б1, Б2, БЗ, б, Г, Г1, Г2, Г8, расположенные по адресу: ... , является несостоятельными, поскольку данным судебным актом признано право собственности на самовольные возведенные строения, а не на земельный участок.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены судом первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Камаловой А.А., Мулюковой А.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.