Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Троценко Ю.Ю.
судей Куловой Г.Р. и Фаизовой З.Ф.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Усмановой М.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... о признании незаконном решения от ... об отказе в государственной регистрации, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... на решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., выслушав представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ Б.А.Х., поддержавшую жалобу, представителя Республиканского государственного автономного учреждения Многофункциональный центр П.Е.В., возражения представителя Усмановой М.М. - М.Н.В., судебная коллегия
установила:
Усманова М.М. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... о признании незаконным решения от ... N ... об отказе в государственной регистрации.
В обоснование иска указала, что она ... в Многофункциональный центр ... , расположенный по адресу: ... подала на государственную регистрацию договор дарения квартиры, расположенной по адресу: ... кад. N ... (рег.дело N ... от ... ).
... Управлением Росреестра по ... направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на срок до ... , начиная с ... В связи с тем, что представитель Ф.Т.С. ? Ф.З.М. проживает в другом регионе, возможность исправить допущенные ошибки в установленные сроки, не представлялось возможным. Поэтому, ... в Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр ... , расположенное по адресу: ... , ею было подано заявление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( N ... от ... сроком на 3 месяца, то есть до ...
Однако, государственным регистратором Республики Башкортостан А.Г.Б. ей было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации от ... за N ... , в связи с тем, что в сроки установленные Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не устранены причины, препятствующие государственной регистрации.
... подана письменная претензия руководству Управления Росреестра по ... В этот же день проведена непосредственная встреча с руководством, на которой сообщено, что данный вопрос может быть разрешен только в судебном порядке, возврат госпошлины уплаченной за регистрацию договора дарения невозможен.
... Управлением Росреестра по ... в адрес административного истца направлен письменный ответ о том, что в связи с техническими проблемами на сервере документы не поступили, в результате чего было принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права долевой собственности на квартиру.
Административный истец считает решение об отказе в государственной регистрации от ... N ... незаконным и нарушающим ее права и законные интересы.
Просила суд признать незаконным решение Управления Росреестра по ... от ... N ... об отказе в государственной регистрации.
Решением Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... постановлено:
Административное исковое заявление Усмановой М.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... о признании незаконным решения от ... N ... об отказе в государственной регистрации - удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... от ... N ... об отказе в государственной регистрации.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... просит решение отменить, поскольку затронуты права дарителя Ф.Т.С., которая к участию в деле не привлечена. Кроме того, принятое решение о приостановлении регистрации не является предметом рассмотрения дела. Доверенность представителю на дарение доли в праве собственности на квартиру от имени Ф.Т.С. не выдавалась, а выдана на куплю-продажу.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, согласно ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент подачи заявления) отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Рассматривая доводы административного истца, суд исходит из того, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
Как следует из статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
На основании статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Пунктами 1, 3 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам (пункт 1).
Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме правообладателя, стороны или сторон сделки либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. Поступление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления о приостановлении государственной регистрации прав прерывает течение срока, установленного пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона. Срок, истекший до поступления указанного заявления, не засчитывается в новый срок (пункт 3).
В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи
Положениями пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что прием документов на государственную регистрацию прав, запросов о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, и выдачу (направление) соответствующих документов могут осуществлять многофункциональные центры.
Днем приема представленных заявителем лично через многофункциональный центр заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов является день получения таких заявления и документов, а также указанной в пункте 2 настоящей статьи описи соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, от многофункционального центра. Порядок и сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявлений и иных необходимых для государственной регистрации
Судом установлено, что ... М.Н.В., действующая от имени Усмановой М.М., и Ф.З.М., действующая от имени Ф.Т.С., обратились в Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр (далее - РГАУ МФЦ) с заявлениями для регистрации Управлением перехода права, права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ...
На государственную регистрацию представлены документы согласно описи от
... на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация была приостановлена до ...
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В силу пункта 1 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На государственную регистрацию была представлена доверенность от ... , удостоверенная нотариусом Р.О.А., зарегистрированная в реестре за N ... , которая не содержит полномочий Ф.З.М. на дарение 1\8 доли в праве собственности от имени Ф.Т.С. любому лицу.
Также одновременно обращено внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вправе подать заявление в письменной форме о приостановлении государственной регистрации не более чем на три месяца с указанием причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав и срока, необходимого для такого приостановления.
В соответствии с указанной нормой административный истец обратилась ... в Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр ... , расположенное по адресу: ... , где ею было подано заявление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( N ... от ... ) сроком на 3 месяца, то есть до
... в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок отказано на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по следующей причине: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Во исполнение пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственный регистратор учитывал следующее.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В силу пункту 1 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На государственную регистрацию была представлена доверенность от ... , удостоверенная нотариусом Р.О.А., зарегистрированная в реестре за N ... , которая не содержит полномочий Ф.З.М. на дарение 1\8 доли в праве собственности от имени Ф.Т.С. любому лицу.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о незаконности отказа ответчика в государственной регистрации перехода права долевой собственности на квартиру по адресу: ... , кад. N ... , поскольку при имеющемся заявлении Усмановой о приостановлении государственной регистрации права, государственный регистратор обязана была приостановить государственную регистрацию на установленный законом срок до трех месяцев для устранения выявленных несоответствий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Довод жалобы о том, что у ответчика отсутствовало заявление о приостановлении вследствие технических проблем на сервере РГАУ МФЦ, является несостоятельным, поскольку согласно материалам дела, заявление Усмановой было передано РГАЦ МФЦ в Управление Росреестра по ...
Довод жалобы о не привлечении к участию в деле дарителя Файрушиной, не может повлечь отмену решения и направление дела на новое рассмотрение, поскольку права и обязанности последней обжалуемое решение суда не затрагивает.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены судом, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.