Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Крыгиной Т.Ф.,
судей: Гаиткуловой Ф.С.,
Тазетдиновой Г.А.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Сафонова В.С. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 01 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гаиткуловой Ф.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ обратилось в суд с административным исковым заявлением к Сафонову B.C. об установлении административного надзора.
В обоснование требований указало, что Сафонов B.C. приговором Салаватского городского суда РБ от дата г. осужден по ... УК РФ к ... При этом в действиях осужденного Сафонова B.C. приговором суда установлено наличие опасного рецидива преступлений. Ответчик подлежит освобождению из мест лишения свободы 11.06.2017г.
Административный истец просил рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в отношении Сафонова B.C., отбывающего наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ. Срок административного надзора в отношении Сафонова B.C. определить сроком 8 лет. Одновременно установить ему ограничения: запретить пребывание вне избранного места жительства в период с 22:00 до 07:00 часов; запретить выезд за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел; обязать Сафонова B.C. являться на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства четыре раза в месяц.
Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 01 февраля 2017 года постановлено:
административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ Девяткина М.А. к Сафонову В.С. об установлении административного надзора, удовлетворить частично.
Установить в отношении Сафонова В.С. административный надзор сроком 8 (восемь) лет.
Установить в отношении Сафонова В.С. следующие ограничения: запретить пребывание вне избранного места жительства в период с 22.00 час. до 07.00 час; запретить выезд за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел.
Обязать Сафонова В.С. являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации 2 (два) раза в месяц.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органах внутренних дел по месту жительства или пребывания, с зачетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В апелляционной жалобе Сафонов В.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Муратову Е.М., полагавшую решение суда незаконным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 указанной статьи, в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч. 2 указанной статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу ч.3 ст.3 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении лица, указанного в ч.1 настоящей статьи, административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
На основании части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Статьей 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Как следует из материалов дела, приговором Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата года Сафонов B.C. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ... УК РФ, назначено наказание в виде ... Обстоятельством, отягчающим наказание, является наличие в действиях Сафонова В.С. рецидива преступлений.
Приговором Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от дата года Сафонов B.C. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. ... УК РФ, на основании ... УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено Сафонову В.С. окончательное наказание в виде ... В качестве Обстоятельством, отягчающим наказание Сафонова В.С. является рецидив преступлений.
Приговором Салаватского городского суд Республики Башкортостан от дата года Сафонов B.C. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ... УК РФ, на основании ... УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения вновь назначенного наказания и наказаний по приговору Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата года и приговору Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от дата года назначено Сафонову В.С. окончательное наказание в виде 3 ...
Из содержания приговора Салаватского городского суд Республики Башкортостан от дата года следует, что обстоятельством, отягчающим наказание Сафонова В.С., суд признал рецидив преступлений.
Устанавливая в отношении Сафонова B.C. административный надзор, суд исходил из того, что Сафонов B.C. осужден за совершение тяжкого преступления, приговором установлен рецидив преступлений, административный надзор устанавливается с целью предупреждения совершения Сафоновым B.C. после освобождения из мест лишения свободы новых преступлений и других правонарушений.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствие с п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013г. N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" за совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, определенный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона).
В соответствии с правовой позицией, отраженной в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" при отсутствии в приговоре указания на наличие рецидива преступлений в действиях лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, суд в рамках дела об административном надзоре не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства. Когда в приговоре имеются сведения о совершении указанным лицом преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен на основании пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 этого закона.
Материалами дела подтверждается, что приговорами, состоявшими в отношении административного ответчика, в действиях Сафонова В.С. судом установлено отягчающее вину обстоятельство в виде рецидива преступлений без указания его вида.
Исходя из приведенных выше разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации вид рецидива должен быть указан в приговоре суда; суд рассматривающий заявление об установлении административного надзора не наделен полномочиями по установлению вида рецидива.
Данные о том, что Сафонов В.С. признан злостным нарушителем злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не имеется.
Следовательно, оснований для установления Сафонову В.С. административного надзора в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", не имеется, в связи с отсутствием для этого необходимых условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 этого Закона.
При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить, приняв по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ об установлении в отношении Сафонова B.C. административного надзора отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями /P>
Определила:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 01 февраля 2017 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан к Сафонову B.C. об установлении административного надзора - отказать.
Председательствующий Т.Ф. Крыгина
Судьи: Ф.С. Гаиткулова
Г.А. Тазетдинова
Справка: судья Байрашев А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.