Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Макоева А.А.
судей - Жернового Е.И. и Шомахова Р.Х.
при секретаре - У.Ф.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А.А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Кабардино-Балкарской Республике о
признании незаконным протокола N от ДД.ММ.ГГГГг. заседания комиссии УФСИН России по КБР, по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части отказа А.А.В. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
возложении обязанности на УФСИН России по КБР поставить А.А.В. с составом семьи из 5-ти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты со дня подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ.;
по апелляционной жалобе УФСИН России по КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения представителя УФСИН России по КБР по доверенности Э.Л.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, А.А.В., просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.А.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по КБР с исковыми требованиями, мотивируя тем, что он, будучи сотрудником УФСИН России по КБР, в должности помощника начальника колонии ФКУ ИК-1, в звании подполковника внутренней службы, имея выслугу более 18 лет, ДД.ММ.ГГГГ обратился с рапортом о принятии его на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в комиссию УФСИН России по КБР.
По результатам рассмотрения рапорта, комиссия УФСИН России по КБР ДД.ММ.ГГГГ. постановила, отказать А.А.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Основанием отказа послужило то, что он ранее был зарегистрирован в доме своей матери по адресу "адрес", являлся членом семьи собственника и был обеспечен жилой площадью на одного члена семьи более 15 кв. м.
По мнению истца, подобных оснований отказа в выплате единовременной социальной выплаты Федеральный закон от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не содержит.
На основании договора найма от 20.07.2011г. он проживает со своей семьей в служебной квартире по месту регистрации в виду отсутствия своего жилья. Зарегистрирован в служебной квартире с 03.12.2013г. Из представленных документов усматривается что, на момент подачи рапорта, он, проживая с семьей в служебной квартире, не являлся членом семьи своей матери.
Часть 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает пятилетнюю санкцию в постановке на жилищный учет в случае намеренного ухудшения жилищных условий. Очевидно, что, его действия по вступлению в брак в 2001 году и вселение в служебную квартиру с 2011 года, не являются признаками, выражающими его намерение по ухудшению своих жилищных условий.
Действительно, до заключения договора найма служебной квартиры ДД.ММ.ГГГГ. он был зарегистрирован в родительском доме по адресу "адрес", где было зарегистрировано 4 человека и на каждого приходилось по 20,5 кв. м., жилой площади.
Однако, ответчик при рассмотрении данного вопроса, не принял во внимание, что он состоит в браке с ДД.ММ.ГГГГ., и с этого времени не является членом семьи собственника жилья.
Представитель ответчиков - ФСИН России и УФСИН России по КБР Т.И.М., просила отказать в удовлетворении исковых требований А.А.В., считая их необоснованными и незаконными.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования А.А.В. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, УФСИН России по КБР подало на него апелляционную жалобу, в которой просило его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В жалобе указывается, основанием для отказа истцу в получении единовременной социальной выплаты послужило то, что ранее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован в домовладении у своей матери Б.Р.Х., являющейся собственником жилого помещения общей площадью 82 кв.м. находящегося по адресу: КБР, "адрес". Всего в жилом помещении было зарегистрировано 4 человека, на каждого зарегистрированного приходилось 82/4=20,5 кв. метров.
При рассмотрении заявления А.А.В. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения комиссия УФСИН России по КБР пришла к выводу о том, что А.А.В., снявшись ДД.ММ.ГГГГг. с регистрационного учета в жилом помещении принадлежащем его матери, и отказавшись от права пользования этим жилым помещением, намеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку в настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: КБР. "адрес", в жилом помещении общей площадью 17,1 кв. метра, где зарегистрированы еще четыре человека, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. метров.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N283-ФЗ.
Согласно частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Суд первой инстанции, в нарушение статьи 196 ГПК РФ, вместо установлении и оценки указанных юридически значимых обстоятельств сослались лишь на соблюдение А.А.В. требований о снятии с регистрации по месту жительства как на последствия реализации им своих жилищных прав, выразившейся в отказе от права на жилую площадь матери, а также на то, что А.А.В. фактически перестал быть членом его семьи. При этом обстоятельства, подтверждающие данные доводы, судебными инстанциями не выяснялись.
Действия сотрудника по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. метров, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. метров, могут свидетельствовать об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В п. 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что на момент обращения А.А.В. к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ, продолжительность ее службы в уголовно-исполнительной системе УФСИН России по КБР составила 18 лет 05 месяцев, то есть более 10 лет.
А.А.В. имеет состав семьи из пяти человек: она, его супруга А.А.М. и дети: А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р, А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: "адрес", из двух комнат, общей площадью 44 кв. м. Квартира является служебной, находящейся в оперативном управлении ФБУ ИК-1 УФСИН России по КБР и предоставлена истцу на основании договора найма служебного помещения N от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ А.А.В. был зарегистрирован в доме матери по адресу: "адрес".
Супруга А.А.М. (до замужества Жантемирокова) была зарегистрирована в квартире супруга ДД.ММ.ГГГГ, после вступления в брак с истцом ДД.ММ.ГГГГ.
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) истец А.А.В., его супруга и несовершеннолетние дети не имеют.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола 5) А.А.В. и членам его семьи отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с совершением А.А.В ... действий, повлекших ухудшение жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете для получения данной социальной выплаты.
В решении комиссии УФСИН России по КБР указывается, что ранее А.А.В. был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 82 кв.м. по адресу: КБР, "адрес". Жилой дом принадлежит матери истца Б.Р.Х. В нем кроме неё проживают в качестве членов семьи А.Е.В. и К.Ф.М.
Условия, при которых единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику, т.е. при которых он имеет право на ее получение, предусмотрены ч. 3 ст. 4 ФЗ РФ "О социальных гарантиях сотрудника некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2)является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4)является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Судебная коллегия считает, что отказ ответчиков в постановке А.А.В. на учет является незаконным, поскольку действий с намерением ухудшить свои жилищные условия он не совершал.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из материалов дела, истец членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" не является, общего хозяйства с ней не ведет, поскольку в данном жилом помещении не проживает с 2011 года ввиду создания своей семьи и выездом в связи с этим из указанного домовладения. По данному адресу истец сохранял регистрацию до ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждается договором найма жилого помещения в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, справкой с места жительства и выписками из лицевого счета и домовой книги. На момент подачи рапорта и документов в комиссию УФСИН России по КБР для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения А.А.В. имел свою семью, в предоставленное ему жилое помещение он вселил супругу и своих детей.
Доказательств, подтверждающих, что истец является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: "адрес", в том понятии, которое употребляется в ст. 31 ЖК РФ, ответчики суду не представили.
Согласно п. 12 Правил в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ). Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим
Однако по делу таких обстоятельств не установлено, поэтому судебная коллегия считает не доказанным довод апелляционной жалобы о том, что А.А.В. намеренно ухудшил свои жилищные условия, так как не совершал действий, указанных в п. 9 Правил.
Право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья закон связывает не с регистрационным учетом сотрудника, а с фактом его проживания на определенной жилой площади. Снятие А.А.В. с регистрационного учета не может расцениваться как намеренное ухудшение им своих жилищных условий.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решений ответчиков об отказе истцу в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и закон, подлежащий применению. Выводы суда соответствуют исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по КБР - без удовлетворения.
Председательствующий: А.А. Макоев
Судьи: Е.И. Жерновой
Р.Х. Шомахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.