Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Шомахова Р.Х.
судей - Жернового Е.И. и Тхагалегова З.Т.
при секретаре - У.Ф.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.Н.А. к Государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда РФ по КБР о взыскании задолженности по выплате пенсии по случаю потери кормильца и судебных расходов
по апелляционной жалобе П.Н.А. на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ- ОПФР по КБР, указывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ ее муж - П.В.В., умерший ДД.ММ.ГГГГг., принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. При жизни ему была установлена инвалидность с причиной инвалидности "увечье, полученное при исполнении иных обязанностей прохождения военной службы, связано с аварией на ЧАЭС", он был приравнен к военнослужащим и получал пенсию по инвалидности вследствие военной травмы. Согласно справке ФКУ МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, причина его смерти связана с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС. Согласно решению Ростовского межведомственного экспертного совета N от ДД.ММ.ГГГГ, смерть П.В.В. связана с воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации аварии на ЧАЭС. После смерти мужа, весь необходимый пакет документов для назначения пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы, включая справку МСЭ, был предоставлен ответчику. Ей была назначена пенсия, как члену семьи умершего инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС по нормам и. 3 ст. 17- ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001 г. в размере 125% размера социальной пенсии. Считает, что указанная пенсия установлена неправильно, поскольку участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС ее супругом осуществлялось в период прохождения им военной службы по призыву, и ей, как вдове умершего инвалида вследствие ликвидации катастрофы на ЧАЭС, должны были установить пенсию в размере 200 процентов размера социальной пенсии указанного в пп. 1 п. 1 ст. 18 Закона N 166-ФЗ, с момента ее назначения, то есть с 15 сентября 2005 года. То обстоятельство, что работниками органа, уполномоченного установить пенсию, предусмотренную пп. 1 п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001г. N 166-ФЗ, в свое время не были приняты во внимание документы, подтверждающие получение П.В.В. увечья, послужившего причиной его смерти именно при исполнении иных обязанностей военной службы, не может являться основанием для признания необоснованным получение ею мер социальной поддержки с момента обращения в Управление ПФР ГУ-ОПФР по КБР с заявлением о назначении такой пенсии. Пенсия по случаю потери кормильца по нормам военной травмы ей установлена с ДД.ММ.ГГГГ Задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты". Произвести перерасчет названной пенсии и выплатить образовавшуюся задолженность ответчик в добровольном порядке отказался. Просит суд взыскать с ответчика задолженность по выплате пенсии за указанный период в размере "данные изъяты". и расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" руб.
Представитель ответчика - К.М.Х. требования не признала, просила в их удовлетворении отказать за необоснованностью. Поддержала доводы, указанные в решении ГУ-ОПФР по КБР от ДД.ММ.ГГГГ, считает это решение законным и обоснованным.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:Отказать П.Н.А. в иске к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда РФ по КБР о взыскании задолженности, по выплате пенсии по случаю потери кормильца и судебных расходов за необоснованностью.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, П.Н.А. подала на него апелляционную жалобу, в которой просила его отменить и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме. Также просит истребовать из ГУ-ОПФ РФ по КБР пенсионное дело в отношении нее.
В жалобе истицы в приводятся доводы, аналогичным изложенным в ее исковом заявлении. Также указывается, что по вине пенсионного органа, уполномоченного установить пенсию, предусмотренную пп. 1 п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 г. N166-ФЗ, в свое время не были приняты во внимание документы, подтверждающие получение ее мужем - П.В.В., увечья, послужившего причиной его смерти именно при исполнении иных обязанностей военной службы, не может являться основанием для признания необоснованным получения ею мер социальной поддержки с момента обращения в Управление ПФР ГУ-ОПФР по КБР с заявлением о назначении ей пенсии.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Судом установлено, что П.Н.А. является вдовой инвалида - ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и была получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и одновременно государственной пенсии по случаю потери кормильца по нормам пункта 3 статьи 17 Федерального закона "О государственных пенсиях в РФ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ 125% размера социальной пенсии.
Решением Ростовского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшимся воздействию радиационных факторов N от ДД.ММ.ГГГГ, установлена причина смерти П.Н.А., которая связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ. ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по КБР" установлена причинная связь между смертью мужем истицы - П.В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и увечьем, полученными им на военных сборах при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС. Основание - акт медико-социальной экспертизы экспертного состава N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 15 Закона N 166-ФЗ право на пенсию по случаю потери кормильца в размере 200% размера социальной пенсии, указанного в п. п. 1 п. 1 ст. 18, имеют члены семей военнослужащих, в том числе указанных в п.п. 4 п. 3 ст. 3, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин погибших (умерших) вследствие военной травмы.
С ДД.ММ.ГГГГ пенсия по случаю потери кормильца истице была пересчитана в соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - в размере 200 процентов размера социальной пенсии, указанном в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона. Истица считает, что в таком порядке она должна была получать пенсию с 15.09.2005 года, т.е. с момента её назначения.
Истица - П.Н.А. просила обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено и материалами пенсионного дела подтверждается, что П.Н.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР ГУ-ОПФР по КБР (далее Управление) с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца супруга П.В.В.Д., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалида 1 группы, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
По заявлению П.Н.А. ранее ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца, как члену семей умершего инвалида-чернобыльца, в соответствии с п.3 ст.17 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, в размере 125 % размера социальной пенсии.
Основанием для назначения пенсии по п. 4 статьи 15 ФЗ от 15.12.2001 года N 166-ФЗ, является документ - заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающее причинную связь смерти лица с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Установлено, что при обращении в Управление П.Н.А. не предоставила в распоряжение ответчика документы, подтверждающие причинную связь заболевания ее супруга с выполнением им работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Истица также не предоставила в суд допустимые доказательства, подтверждающие факт ее обращения к ответчику до 2016 года с заявлением о разъяснении и отказ специалистов Управления в разъяснении относительно видов пенсии и необходимых для их назначения документов.
В соответствии с п. 28 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными Постановление Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27 февраля 2002 года, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17 декабря 2001 года и Законом от 15 декабря 2001 года, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил). Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.
Приказом Минтруда Российской Федерации 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией ... "
В соответствии с п.п. 48, 49 данных Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании письменного заявления, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В соответствии с п. п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в РФ" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Таким образом, вышеуказанные положения закона предусматривают, что заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов. Соответственно определяется и день перерасчета пенсии - в зависимости от даты приема заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие основания для проведения перерасчета.
Учитывая в совокупности положения вышеуказанных федеральных законов, Правил, судебная коллегия считает, что перерасчет пенсии в сторону увеличения возможен лишь на основании соответствующего заявления с предоставлением соответствующих документов. Никакой отсрочки предоставления недостающих документов в данном случае законом не предусмотрено.
Поскольку заявление о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца и заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы поступили ответчику ДД.ММ.ГГГГ, то истица имела право на перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.
Следует учесть, что решение Управления ПФР ГУ-ОПФР по КБР в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе П.Н.А. в доплате с ДД.ММ.ГГГГ при переводе с государственной пенсии по нормам пункта 3 статьи 17 Федерального закона "О государственных пенсиях в РФ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ на государственную пенсию по условиям ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" истицей не обжаловано.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияющих на законность и обоснованность судебного акта, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х. Шомахов
Судьи Е.И. Жерновой
З.Т. Тхагалегов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.