Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Думаева А.Б.
при секретаре Жабалиевой С.О.
с участием директора ООО "Т-групп Нальчик" Танашева А.М., представителя административного истца адвоката Ульбашева А.Х., действующего на основании доверенности от 15 марта 2017 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Т-групп Нальчик" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Т-групп Нальчик" обратилось в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением, в котором просило: признать незаконным решение года комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике N N от 17 января 2017 об отклонении заявления ООО "Т-групп Нальчик" от 28 декабря 2016 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. "адрес" в размере его рыночной стоимости; установить удельный показатель кадастровой стоимости равный рыночной стоимости 1 кв.м. - "данные изъяты" рублей, и кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. "адрес" равной его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей, определенной по состоянию на 01.01.2012 года; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии внести в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: КБР, г. Нальчик, "адрес" в размере его рыночной стоимости за 1 кв. м. по состоянию на 01.01.2012 года, равной "данные изъяты" рублей; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: КБР, г. Нальчик, "адрес" в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года, равной "данные изъяты" рублей.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенным по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. "адрес".
Постановлением Правительства КБР N 293-ПП от 27.12.2012 года утверждены результаты оценки кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2012 года в размере "данные изъяты" рубля. Однако, как следует из отчета об оценке N N от 13 декабря 2016 года, составленного ООО "Диалог Центр", действительная рыночная стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" рублей.
28 декабря 216 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, однако решением N N от 17 января 2017 года заявление отклонено.
Экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации "Межрегиональный союз оценщиков" от 13 февраля 2017 года подтверждены: соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации и размер установленной отчетом рыночной стоимости.
Так как превышение кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью существенно затрагивает права административного истца и приводит к необоснованному увеличению суммы земельного налога, административный истец в административном исковом заявлении просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Извещенный о времени и месте слушания дела представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике в судебное заседание не явился, письменных возражений не представил, дело в порядке ст. 150 КАС РФ рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Т-групп Нальчик" - Ульбашев Х.А. и директор Общества Танашев А.М. заявленные требования поддержали, указав, что установленная оценщиком рыночная стоимость объекта недвижимости подтверждена экспертным заключением Ассоциации "Межрегиональный союз оценщиков".
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания специалиста Л.И.Н.., согласно ст. 84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 и п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Согласно ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) закреплено право гражданина на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ выданного повторно взамен свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Т-групп Нальчик" является собственником земельного участка с кадастровым номером: N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, общая площадь "данные изъяты" кв.м., адрес объекта: Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. "адрес".
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером: N, представленным административным истцом указано, что кадастровая стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" руб.
Отчетом N N от 13 декабря 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенному по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. "адрес", принадлежащего ООО "Т-групп Нальчик", по состоянию на 01.01.2012 года определена в "данные изъяты" рублей.
Оценщиком ООО "Диалог Центр" В.М.В. произведен осмотр объекта оценки с его описанием и указанием перечня документов, использованных оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки; анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость.
Расчет рыночной стоимости объекта оценки приведен в таблице 16 на стр. 30-32 отчета об оценке; средневзвешенное значение стоимости 1 кв.м. по состоянию на 01.01.2012 года определено оценщиком в "данные изъяты" рубля, а итоговое значение стоимости объекта оценки составляет "данные изъяты" рублей.
Согласно экспертному заключению N N, составленному экспертом О.Г.Г, представляющему саморегулируемую организацию оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" отчет N N об оценке рыночной стоимости объекта оценки, представляющего собой земельный участок с кадастровым номером: N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. "адрес", выполненный оценщиком В.М.В. признан соответствующим требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки, заданию на оценку; выводы оценщика о величине рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными.
В судебном заседании руководитель ООО "Диалог Центр" проводившего оценку объекта недвижимости - Л.И.Н. пояснил, что указание на страницах 19, 28, 32 отчета даты оценки - ДД.ММ.ГГГГ, является опиской, не влияющей на итоговый результат оценки, это обстоятельство было предметом рассмотрения на заседании комиссии по рассмотрению споров, в котором он принимал участие. Иные замечания комиссии к отчету N N возникли ввиду несовпадения методик составления отчета различными союзами оценщиков, могут быть предметом научной дискуссии, но на итоговый результат также не влияют и ошибкой признаны быть не могут. Этот же вывод отражен в положительном заключении эксперта N N.
Исследовав приведенные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
С учетом требований ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, разъяснений, содержащихся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", кадастрового паспорта, пояснений лиц, участвующих в деле, суд полагает, что кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2012 года.
Представленный отчет об оценке N N от ДД.ММ.ГГГГ года, как одно из доказательств, подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщиков, так как представленный отчет о рыночной стоимости объекта оценки соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, положениям и нормам федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки. Отчет об оценке мотивирован, выводы оценщиков ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Названный отчет об оценке отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Показания специалиста-оценщика являются последовательными, обоснованными и мотивированными.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости земельного участка, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, по делу не имеется.
Положительное экспертное заключение N N от ДД.ММ.ГГГГ года, составленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" О.Г.Г. отвечает требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и соответствует п. 5 ст. 246 КАС РФ.
Руководствуясь положениями Федерального закона N 135-ФЗ, федеральными стандартами оценки, ст. 246 КАС РФ, на основании ст. 84 КАС РФ суд признает названный выше отчет об оценке и положительное экспертное заключение (с учетом показаний оценщика в судебном заседании) надлежащими доказательствами, подтверждающими установление рыночной стоимости земельного участка в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 01.01.2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Т-групп Нальчик" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости удовлетворить.
Признать незаконным решение N N от 17 января 2017 года комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об отклонении заявления ООО "Т-групп Нальчик" от 28 декабря 2016 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. "адрес" размере его рыночной стоимости.
Установить удельный показатель кадастровой стоимости равный рыночной стоимости 1 кв.м. - "данные изъяты" рублей, и кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. "адрес" равной его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей, определенной по состоянию на 01.01.2012 года.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии внести в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. "адрес" в размере его рыночной стоимости за 1 кв. м. по состоянию на 01.01.2012 года, равной "данные изъяты" рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. "адрес" в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года, равной "данные изъяты" рублей.
Датой подачи заявления ООО "Т-групп Нальчик" о пересмотре кадастровой стоимости названного земельного участка считать 28 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную коллегию Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.Б. Думаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.