Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 04 апреля 2017 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Давыдовой М.Е., административное дело по жалобе на постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2017 года в отношении
Общества с ограниченной ответственностью "Наследие" (далее - ООО "Наследие"), ИНН 7839428230, ОГРН 1107847227047, юридический адрес: Санкт-Петербург, Измайловский пр., дом 2, лит. А,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2017 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Наследие" прекращено по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол по делу об административном правонарушении, ведущий специалист Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) Х. обратился с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд об отмене постановления судьи районного суда от 31 января 2017 года.
В обосновании жалобы указал, что выводы суда о том, что ООО "Наследие" не является лицом, ответственным за организацию проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона N 73-ФЗ, по заключенному в порядке главы 37 Гражданского кодекса РФ договору подряда, являются необоснованными.
На момент проведения работ в отношении объекта Обществу было известно о его статусе, поскольку Приказ N 15, послуживший оснований для включения объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, был опубликован в издании "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", N 11, 30.11.2001. Требования Закона N 73-ФЗ также общедоступны.
Кроме того, разрешение на проведение работ по сохранению объекта от 12.04.2016 года N 5-136/16-0-0 было выдано ООО "Наследие" на основании задания КГИОП N 2-10975-2 от 25.08.2016 года и согласованной проектной документации по проведению реставрации и ремонта фасадов объекта.
Согласно инструкции для организации, осуществляющей работы по названному разрешению, указанной в самом разрешении, организация, проводящая работы в отношении объекта культурного наследия, обязана выполнять условия настоящего разрешения. При этом разрешение и проектная документация должны быть на месте проведения работ.
Кроме того, ООО "Наследие" имеет лицензию Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и само разрабатывало и согласовывало проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта.
Помимо изложенного, в постановление судьи районного суда не мотивировано, поскольку из него неясно, какой конкретно элемент состава административного правонарушения отсутствует.
Заявитель в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие
Законный представитель ООО "Наследие" - генеральный директор Безымянных В.Б. в Санкт-Петербургский городской суд явился, представил возражения на жалобу, согласно которым пользователем Объекта, на котором проводились работы, является Университет " ... ", которому Объект передан в оперативное управление. И именно Университету " ... ", как пользователю и ответственному за сохранение объекта культурного наследия, выданы задания на проведения работ.
ООО "Наследие" не является лицом, ответственным за организацию проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Проверка КГИОП, а также акт проводились и составлялись в отношении Университета, ООО "Наследие" не извещалось о проведении проверки.
Кроме того, в процессе работ по заданию возникла необходимость выполнения срочных аварийных работ для предотвращения намокания стен фасадов, которые ранее отреставрированы ООО "Наследие". Указанные работы необходимо было выполнить для обеспечения безопасного пребывания и работы людей в помещениях и нормальной эксплуатации здания Университета " ... ".
Именно пользователь должен был обратиться в КГИОП с заявлением на выдачу Разрешения на вышеуказанные работы.
Также ООО "Наследие" не выполнялись работы по замене оконных наполнений на металлопластиковые белого цвета, поскольку они не были предусмотрены договором, заключенным с ООО "Наследие". Указанные работы выполнялись другой подрядной организацией.
Выявленные нарушения являются незначительными и были в последующем устранены в рамках гарантийных обязательств.
В обоснование позиции приложил копии заданий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия N 2-10975/15-0-2, N 5-311; информации о договоре и протокола закупки товаров, работ, услуг в отношении поставки оконных блоков из ПВХ.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля специалист 1-й категории - юрисконсульт КГИОП С. пояснила, что проводимые ООО "Наследие" работы на объекте культурного наследия без разрешения КГИОП, а также работы не надлежащего качества, могли повлечь разрушение объекта культурного наследия, в связи с чем ООО "Наследие", имеющая лицензию Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов РФ, было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
Как следует из части 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно части 6 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона N 73- ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Закона N 73- ФЗ.
Согласно протоколу об административном правонарушении N 234-2016 от 25 октября 2016 года, составленного в отношении ООО "Наследие", следует, что здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, переулок Гривцова, д. 14-16, литер А, является выявленным объектом культурного наследия "Здание Государственного заемного банка (с оградой)".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23 мая 2014 года 78-A3 N 359155 пользователем объекта на праве оперативного управления является " ... " университет " ... ".
09 августа 2016 года КГИОП Санкт-Петербурга в отношении " ... " университет " ... " проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой установлено следующее: на крыше корпуса по пер. Гривцова выполнены работы по частичной замене кровельного покрытия, частичной замене и усилению конструктивных элементов крыши (стропильных ног, кабылок, мауэрлата). Данные работы выполнены без согласованной с КГИОП проектной документацией и письменного разрешения. В незамененном кровельном открытии наблюдаются механические повреждения (сквозные отверстия). На фасадах по наб. канала Грибоедова, пер. Гривцова и ул. Казанская, на дворовом фасаде со стороны ул. Казанская, на которых в соответствии с согласованной КГИОП проектной документацией были предусмотрены работы по ремонту и реставрации деревянных оконных и дверных заполнений, являющихся предметом охраны в соответствии с распоряжением КГИОП на момент осмотра зафиксирована установка оконных заполнений из металлопластика белого цвета. На момент осмотра на фасадах по наб. канала Грибоедова, пер. Гривцова и ул. Казанская ведутся работы по окраске плоскости стен фасадов с использованием вышки, несмотря на то, что разрешение на проведение работ по реставрации лицевых фасадов выдано ООО "Наследие" сроком до 01 июня 2016 года.
При осмотре всех фасадов объекта зафиксировано некачественно выполненные работы: на плоскости фасадов наблюдается неоднородность фактуры штукатурного слоя и плотности красочного слоя; нарушение геометрии, четкости и размеров архитектурных элементов (тяги, русты первого этажа, замковые камни оконных проемов и др); верхний элемент цоколя в ходе реставрационных работ частично накрыт штукатурным слоем стен, а также имеет трещины (сколы) гранитной поверхности и частично не выполнена зачеканка швов.
То есть фактически Обществу вменяется проведение строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Объективная сторона правонарушений состоит в невыполнении или нарушении требований законодательства РФ о запрещении проведения работ, могущих причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, проводящие указанные работы, виновные в умышленном невыполнении или нарушении требования о получении разрешения на проведение работ.
Согласно ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, ответственность лиц наступает при нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны совершенные в отношении объектов культурного наследия народов РФ.
При этом на ООО "Наследие" не возложены обязанности по сохранению, использованию и государственной охраны объекта культурного наследия "Здание Государственного заемного банка (с оградой)", расположенный по адресу: Санкт- Петербург, пер. Гривцова, д. 14-16, лит. А, то есть состав административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ в действиях ООО "Наследие" отсутствует.
Таким образом, вывод судьи о прекращении производства по делу в отношении ООО "Наследие" за отсутствием состава административного правонарушения обоснован, подтверждается материалами дела.
Вопрос о проведении ООО "Наследие" работ не надлежащего качества подлежит рассмотрению в ином порядке судопроизводства.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного решения, по делу не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2017 года, вынесенное в отношении ООО "Наследие" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу должностного лица КГИОП Х. - без удовлетворения.
Судья Ю.Н. Русанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.