Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Холмогорова И.К. при секретаре Поповой Д.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2017 года, которым
по делу по иску Сметаниной С.А. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным заключения комиссии Окружной администрации города Якутска об отказе во включении в единый государственный реестр и возложении обязанности включить в единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения
постановлено:
В удовлетворении искового заявления Сметаниной С.А. к Окружной администрации города Якутска о признании заключения от 21 сентября 2016 года незаконным и обязании включить в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., выслушав пояснения истца Сметаниной С.А., представителя третьего лица Уполномоченного по правам человека в РС (Я) Аргунова И.И., судебная коллегия
установила:
Сметанина С.А. обратилась в суд к Окружной администрации города Якутска (далее - ОА г. Якутска) с указанным иском, ссылаясь на то, что является круглой сиротой, в период с 1979 по 1986 годы являлась воспитанницей ********. С 1996 года по настоящее время не может реализовать свое право на обеспечение жилым помещением детей-сирот. При обращении к ответчику 21 сентября 2016 года ей было отказано в удовлетворении заявления.
Просит признать незаконным заключение комиссии ОА г. Якутска от 21.09.2016 г. и обязать ответчика включить ее в единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
Определением Якутского городского суда РС (Я) от 09.01.2017 года к делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия).
Судом постановленоуказанное выше решение.
Не согласившись с данным решением суда, Сметанина С.А. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что в период с 1987 года по 1996 год постановка на учет и обеспечение жильем детей-сирот было предусмотрено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 876 от 31.07.1987 г. "О мерах по коренному улучшению воспитания и обучения и материального обеспечения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей". В целях обеспечения возможности своевременного предоставления жилого помещения администрация учебных заведений, в общежитии которых проживали студенты и учащиеся, за год до окончания учебного заведения сообщали исполкому местного Совета о лицах, которые должны быть обеспечены благоустроенным помещением. В данном случае администрация учебного заведения не сообщила Окружной администрации г. Якутска о выпуске истца. При личном неоднократном обращении в администрацию г. Якутска было отказано в связи с тем, что дети-сироты обеспечиваются жильем по месту последнего проживания до определения ребенка в детский дом. Полагает, что несвоевременное обращение в Окружную администрацию г. Якутска по не зависящим от истца обстоятельствам является уважительной причиной.
Представитель ответчика о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщил.
В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ч. 1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия), защиты и реализации их жилищных прав в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" до 07.01.2013 г. определялся Законом Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 г. 225-З N 457-III (ред. от 29.03.2012, с изм. от 04.09.2012) "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) (новая редакция)", далее Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 г. 1154-З N 1201-IV (ред. от 15.06.2016 г.) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 9 ст. 8 данного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из положений данного закона следует, что дополнительные гарантии, установленные этим законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются лишь на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, не вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет, не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки.
Между тем в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, истец Сметанина (до брака - Топорова) С.А. является круглой сиротой, с 1979 по 1986 годы являлась воспитанницей ********, что подтверждается справкой Ленинского отдела народного образования от 27.02.1996 г. (л.д. 7).
Из материалов дела также установлено, что ранее истцу было отказано в предоставлении жилого помещения по основанию, что дети-сироты обеспечиваются жильем по месту последнего мест проживания до определения ребенка в детский дом, что подтверждается сопроводительным письмом администрации г. Якутска от 19.12.1996 года (л.д. 24).
На момент обращения в ОА г. Якутска с заявлением о постановке на учет Сметанина С.А. достигла ... лет, на основании чего заключением Комиссии ОА города Якутска от 21.09.2016 г. N ... ей отказано в постановке в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения.
Кроме того, как указывает истица, она обратилась впервые с заявлением о постановке на учет на получение жилого помещения только в возрасте ... лет.
Данное обстоятельство указывает на отсутствие оснований для предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в период с 1987 по 1996 год постановка на учет и обеспечение жильем детей-сирот было предусмотрено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 876 от 31.07.1987 г. "О мерах по коренному улучшению воспитания и обучения и материального обеспечения детей-сирот оставшихся без попечения родителей", которым было предусмотрено, что, за год до окончания учебного заведения администрация учебных заведений сообщала исполкому местного Совета о лицах, которые должны быть обеспечены благоустроенным помещением, в связи с чем, несвоевременное обращение в Окружную администрацию г. Якутска по не зависящим от истца обстоятельствам является уважительной причиной, судебная коллегия отклоняет по следующим обстоятельствам.
Как установлено из материалов дела, Сметанина (Топорова) С.А., _______ года рождения, ранее являлась ребенком-сиротой, однако на момент вступления в силу Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ она достигла возраста ... лет, в связи с чем статуса ребенка-сироты либо лица из числа детей-сирот применительно к указанному Закону и оспариваемым нормативным правовым актам не имела и не имеет.
Кроме того, своим правом на предоставление жилого помещения вне очереди в соответствии с пунктом 2 статьи 37 ЖК РСФСР, пунктом 31 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31.07.1987 года N 872 истец не воспользовалась по окончании в 1986 году пребывания в государственном детском учреждении, что подтверждается сопроводительным письмом администрации МР "Нюрбинский район" от 17.09.2015г. N ... , из которого следует, что Сметанина С.А. не состоит в Едином республиканском реестре на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 17).
Судебной коллегией проверены и признаны несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком не учтены изменения, внесенные в ч. 2 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 (ред. от 15.06.2016) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", так как истец в установленном законом порядке не обращалась с заявлением о предоставлении ей жилья во внеочередном порядке, как это было ранее предусмотрено ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР.
Судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его изменения, либо отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327 - 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2017 года по делу по иску Сметаниной С.А. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным заключения комиссии Окружной администрации города Якутска об отказе во включении в единый государственный реестр и возложении обязанности включить в единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу - б е з у д о в л е т в о р е н и я.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи: И.К. Холмогоров
С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.