Верховного суда Республики Саха (Якутия) Васильева В.Г. рассмотрев жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу Хотамова И.О. об изменении постановления Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2017 года, решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2017 года, вынесенных по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении гражданина ... Шамсова Э.Б.,
установил:
Постановлением Якутского городского суда от 24 марта 2017 года Шамсов Э.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей, с административным выдворением за пределы Российской Федерации за счет собственных средств в форме самостоятельного контролируемого выезда.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2017 года решение Якутского городского суда от 24 марта 2017 года оставлено без изменения.
В жалобе защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, Хотамов И.О. просит изменить состоявшиеся по делу судебные постановления в части назначения административного выдворения, исключив его из наказания, ссылаясь на то, что Шамсов Э.Б. состоит в зарегистрированном браке с гражданкой РФ, имеют ребенка - Ш., _______ г., является единственным кормильцем в семье.
Изучив истребованные материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, не нахожу оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов административного дела усматривается, что 24 марта 2017 года в 07 часов 55 минут на первом этаже зала ожидания аэропорта "Якутск", расположенного по адресу: г. Якутск, Привокзальная площадь, 10 при проверке документов должностным лицом Северо-Восточного ЛУ МВД России на транспорте был выявлен гражданин ... Шамсов Э.Б., _______ года рождения, который не имел при себе документов, подтверждающих его права на пребывание на территории Российской Федерации.
В ходе проверки документов установлен факт нарушения Шамсовым Э.Б. режима пребывания на территории РФ, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в РФ, уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Как усматривается из материалов дела, Шамсов Э.Б. пересек границу РФ 19 февраля 2014 года, 04 марта 2014г. получен патент на работу серии *** N ... , который был им продлен внесением авансовых платежей в срок до 27 ноября 2014 года.
В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1.3 статьи 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ разрешение на работу является основанием для продления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона.
Исходя из положений указанных норм, наличие у Шамсова Э.Б. разрешения на работу являлось только основанием для продления срока временного пребывания на территории Российской Федерации и не освобождало его от обязанности в установленном порядке обратиться с соответствующим заявлением о продлении этого срока в уполномоченный орган.
Вместе с тем из материалов дела не следует, что Шамсов Э.Б. обращался в органы миграционного контроля после 27.11.2014г. с заявлением о продлении срока временного пребывания на территории Российской Федерации.
Таким образом, Шамсов Э.Б. являясь гражданином ... , нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов подтверждающих его право на пребывание на территории Российской Федерации. Тем самым, он нарушил пункт 5 статьи 5 и пункты 5 и 9 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статью 25.10 Федерального закона N 114 - ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Факт совершения Шамсова Э.Б. административного правонарушения и его виновность подтверждены собранными по данному делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении N ... от 24.03.2017г.; рапортом младшего инспектора по досмотру Северо-Восточного ЛУ МВД России на транспорте Б., объяснениями самого Шамсова Э.Б., которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что применение к Шамсову Э.Б. такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является необоснованным, поскольку нарушает его право на уважение семейной жизни, повлечь изменение состоявшихся по делу судебных постановлений не может по следующим основаниям.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении Шамсову Э.Б. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Шамсов Э.Б. долгое время, а именно с декабря 2014 года уклонялся от выезда из Российской Федерации, ранее - 05 декабря 2013 года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа. Таким образом, данные обстоятельства судами признаны в качестве отягчающих обстоятельств.
При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Шамосву Э.Б. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2017 года, решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении гражданина ... Шамсова Э.Б., оставить без изменения, жалобу Хотамова И.О. - без удовлетворения.
Врио Заместителя председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) В.Г. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.