Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Константиновой М.Р.,
судей Коробейниковой Л.Н., Долгополовой Ю.В.,
при секретаре Корепановой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 27 марта 2017 года гражданское дело по исковым требованиям Двинянина В. Е. к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, администрации МО "Город Глазов" о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязании включить в список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья,
по апелляционной жалобе истца Двинянина В.Е. на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 20 декабря 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Двинянина В. Е. к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, администрации МО "Город Глазов" о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязании включить в список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., выслушав объяснения представителя ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики - Щелконоговой В.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,) возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Двинянин В.Е. обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, администрации МО "Город Глазов" о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; включении в список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Требования мотивированы тем, что Двинянин В.Е. является прапорщиком в отставке, уволен в запас в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" и подпунктом "а" пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (по возрасту - по достижению предельного возраста пребывания на военной службе) с ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составила 20 лет 05 месяцев 10 дней. На день увольнения истец и его семья не была обеспечена жилой площадью, собственного жилого помещения не имеют до настоящего времени. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Управлении муниципального жилья администрации г. Глазова в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, номер очереди 1793. Двинянин В.Е. не воспользовался льготами в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на обеспечение жильем на семью из двух человек после увольнения с военной службы. Данное право истцом осталось нереализованным.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал. В объяснениях указал, что при прохождении службы в войсковой части N с 1992 года по 2000 год состоял на учете в качестве нуждающихся в обеспечении и улучшении жилой площадью. В связи организационно-штатными мероприятиями продолжил военную службу в войсковых частях N, N. При прохождении службы в войсковой части N, N к командиру с рапортом о направлении ходатайства в орган местного самоуправления о постановке на учет на получение жилого помещения не обращался. По выходу в отставку истец в военный комиссариат г. Глазова, в администрацию г. Глазова с заявлением о постановке на очередь военнослужащих нуждающихся в обеспечении жилым помещением также не обращался. В собственности жилого помещения не имеет, проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности теще ИАМ
В судебном заседании представитель истца Сильченко М.В. исковые требования поддержал, привел доводы, изложенные в иске.
В судебное заседание ответчик Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики своего представителя не направил. В суд поступило письменное возражение на иск, в котором ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя и отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям. До 2005 года Двинянин В.Е. не состоял в органах местного самоуправления на учете в списке граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья. Двинянин В.Е. по личной инициативе встал на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении на общих основаниях. Считают отказ Минстроя Удмуртской Республики в обеспечении Двинянина В.Е. жилым помещением за счет средств федерального бюджета законным и обоснованным.
В судебное заседание ответчик администрация г. Глазова своего представителя не направил, извещен о месте и времени рассмотрения дела. Об уважительности своей неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил, отзыв на исковое заявление не направил.
Признав извещение ответчиков надлежащим, в соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков.
Суд постановилвышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. В обоснование жалобы привел доводы аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, и пояснениям в суде первой инстанции.
В силу статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы гражданского дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Материалами гражданского дела установлены следующие обстоятельства.
Двинянин В. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыканта оркестра в/ч N полка N дивизии, дислоцировавшейся на территории г. Глазова Удмуртской Республики. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в войсковой части N. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в войсковой части N в должности концертмейстера оркестра N специализированного моторизованного полка N дивизии ВВ МВД РФ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет Двинянина В.Е. составляла в календарном исчислении 20 лет 04 месяца 11 дней, в льготном - 20 года 05 месяцев 10 дней.
Архивными выписками Центрального архива внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что командиром воинской части N утвержден список военнослужащих войсковой части N, нуждающихся в обеспечении и улучшении жилой площади, на 1992 год, 1993, год, 1994 год, 1997 год, 1998 год, 2000 год в который включен Двинянин В.Е., проживавший со своей супругой в жилом "адрес", принадлежавшем на праве собственности ИАМ, приходящейся военнослужащему тещей (л.д. 20-23).
В связи с организационно-штатными мероприятиями в воинской части N истец направлен для прохождения дальнейшей службы в распоряжение войсковой части N, потом в войсковую часть N, откуда уволен в запас по подпункту "а" пункта 1 статьи 51 Закона РФ "О воинской обязанности" по достижению предельного пребывания на воинской службе с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части N сообщает, что Двинянин В.Е. за период прохождения военной службы в войсковой части N на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) не состоял (л.д. 18).
Командир войсковой части N в представлении на прапорщика Двинянина В.Е. об увольнении в запас с военной службы в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" и в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (по возрасту - по достижению предельного возраста пребывания на военной службе) указал, что Двинянин В.Н. жилплощадью обеспечен. После увольнения будет направлен в ОГВК г. Глазова Удмуртской Республики (л.д. 89 на обороте).
По данным архивного управления администрации г. Глазова в документах архивного фонда "Отдел по учету и распределению жилой площади администрации г. Глазова" за 1990-2000 годы сведений о признании Двинянина В.Е. нуждающимся в улучшении жилищных условий не обнаружено. Документы о постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий за 1985-1989 годы и списки личного состава войсковой части N города Глазова на хранение в архивное управление не поступали. Сведений об обращении военного комиссара в адрес администрации г. Глазова о постановке военнослужащего Двинянина В.Е. на очередь на получение жилого помещения не обнаружено (л.д. 107-108).
Управление муниципального жилья администрации МО "Город Глазов" предоставляет сведения о том, что с ДД.ММ.ГГГГ Двинянин В.Е. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 19). Сведений об обращении военного комиссара в адрес администрации г. Глазова о постановке военнослужащего Двинянина В.Е. на очередь на получение жилья за период с 1998 года по 2010 года не обнаружено (л.д. 46). Списки личного состава войсковой части N города Глазова в администрацию города Глазова не передавались.
Согласно справке МАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг МО "Город Глазов" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Двинянин В.Е. владельцем жилых помещений в г. Глазове, Глазовском районе Удмуртской Республики не значится (л.д. 100).
Указанные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами и сторонами по существу не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормативными актами, действовавшими на момент увольнения истца с военной службы (ноябрь 2003 года), пришел к выводу, что нахождение Двинянина В.Е. в списках граждан нуждающихся в жилом помещении, поставленных на учет в администрации г. Глазова в установленном Жилищным кодексом РСФСР порядке до 01 января 2005 года, относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждено. Истцом не представлено доказательств обращения его в период прохождения военной службы с рапортом, заявлением в орган местного самоуправления избранного им постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждены материалами гражданского дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения истца с военной службы был урегулирован Законом РФ от 22 января 1993 г. N4338-1 "О статусе военнослужащих".
Согласно пункту 6 статьи 15 указанного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включались органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщали военнослужащим в трехмесячный срок.
Таким образом, необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.
Вместе с тем данных об обращении Двинянина В.Е. с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, судом первой инстанции не установлено.
С 01 января 1998 г. Закон Российской Федерации N 4338-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в указанном Федеральном законе установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе выделение денежных средств на приобретение жилых помещений.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 14 статьи 15 данного Федерального закона в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06 сентября 1998 г., согласно которым (пункты 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, которыми с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи в законодательные акты внесены соответствующие изменения.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
В связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" абзац второй пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" утратил силу с 01 января 2011 г., статья 15 дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом статьей 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие категории граждан, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановкой на соответствующий учет до 01 января 2005 года.
Данных о том, что истец был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного времени либо состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения, судом первой инстанции не установлено. При этом то обстоятельство, что при прохождении военной службы в воинской части N в период с 1992 по 2000 годы истец и члены его семьи признавались нуждающимися в жилом помещении, не опровергает изложенных выводов.
Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что в настоящее время на основании постановления администрации города Глазова от ДД.ММ.ГГГГ N Двинянин В.Е. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем его право на обеспечение жилым помещением органами местного самоуправления как лица, уволенного с военной службы, не нарушено.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении и толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не имеют, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также направлены на переоценку имеющихся в материалах гражданского дела доказательств. Оснований для иной оценки указанных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 20 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Двинянина В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.