Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Коробейниковой Л.Н.,
при секретаре Корепановой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 10 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе ГАЛ на решение Октябрьского районного суда города Ижевска от 19 октября 2016 года, которым
в удовлетворении исковых требований ГАЛ к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным отказа во включении времени участия в боевых действиях на территории Чеченской Республики в период службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, возложении обязанности включить в выслугу лет для назначения пенсии период с 26.06.1996 года по 29.12.1996 года из расчета один месяц службы за три месяца, возложении обязанности провестиперерасчет пенсии с учетом льготной выслуги с момента назначения отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя ГАЛ по доверенности ГЛП, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя МВД по Удмуртской Республике СИР полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГАЛ обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее - МВД по УР) о признании незаконным отказа во включении времени участия в боевых действиях на территории Чеченской Республики в период службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, возложении обязанности включить в выслугу лет для назначения пенсии период с 26 июня 1996 года по 29 декабря 1996 года из расчета один месяц службы за три месяца, возложении обязанности провестиперерасчет пенсии с учетом льготной выслуги с момента назначения. В обоснование указал, что с 22 сентября 1997 года по 15 апреля 2016 года он проходил службу в органах внутренних дел. Приказом N л/с МВД по УР от ДД.ММ.ГГГГ был уволен из органов внутренних дел по п.1 ч.3 ст.82 Федерального закона РФ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ (по болезни). Выслуга лет составила 20 лет 03 месяца 09 дней. С данным расчетом не согласен, так как с 26 июня 1996 года по 29 декабря 1996 года он проходил службупо призыву и принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в составе войсковой части N Имеет удостоверение ветерана боевых действий. Считает, что указанный период подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении как один месяц службы за три месяца.
В судебном заседании ГАЛ данные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя МВД по УР, извещённого о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГАЛ просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указал, что вне зависимости от того, что военнослужащий был призван в ряды Вооруженных сил РФ по призыву, а не по контракту, прохождение службы на территории Чеченской Республики отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта, и поскольку он принимал непосредственное участием в боевых действиях, вывод суда о дифференцировании военнослужащих по принципу их набора в Вооруженные силы РФ не обоснован. Полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно истолкован закон, подлежащий применению.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность решения суда первой инстанции в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ГАЛ с 19 июня 1995 года по 30 декабря 1996 года проходил срочную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации. В период с 26 июня 1996 года по 29 декабря 1996 года в составе войсковой части N он участвовал в боевых действиях на территории Чеченской Республики, о чём имеется запись в его военном билете.
При этом, согласно выписке из приказа командира войсковой части N МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N с/ч ? 7, ГАЛ убыл в служебную командировку по выполнению специального задания в г.Гудермес Чеченской Республики с 26 июня 1996 года в звании рядового взвода служебных собак. Из выписки из приказа командира войсковой части N МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N с/ч ? 6 следует, что ГАЛ прибыл из служебной командировки 30 декабря 1996 года в звании младшего сержанта.
С 22 сентября 1997 года по 15 апреля 2016 года истец проходил службу в органах внутренних дел, выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на 15 апреля 2016 года составила в календарном исчислении 20 лет 03 месяца 09 дней, в льготном исчислении - отсутствует.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Поскольку военная служба ГАЛ на территории Чеченской Республики проходила по призыву, а не по контракту, суд пришел к выводу, что спорные периоды военной службы истца правомерно засчитаны ответчиком в выслугу лет в календарном, а не в льготном исчислении.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, как основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, урегулировано в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
В ст.1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п."а" ст.1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно ч.2 ст.18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 этого Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
Как предусмотрено абз.1 п.5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с ч.4 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
В п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении ч.2 ст.2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст.94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи при прохождении службы по призыву (к таким лицам относится ГАЛ) срок службы в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, правильно исходил именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в связи с этим правомерно не засчитал в выслугу лет в льготном исчислении истцу периоды его участия в боевых действиях на территории Чеченской Республики, поскольку он проходил военную службу по призыву.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований соответствующими положениям Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-I, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Данный вывод подтверждается содержанием ст.37 Федерального закона от 06 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации". Согласно ч.ч.2, 3 названной статьи срок привлечения личного состава соединений и воинских частей (подразделений) внутренних войск к выполнению возложенных на них задач по обеспечению режима чрезвычайного положения не должен превышать три месяца. При этом: срок военной службы, засчитываемый в выслугу лет, дающую право на пенсию, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту, исчисляется из расчета один месяц за три месяца; срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчета один месяц за три месяца. Таким образом, федеральным законодателем специально оговорено, что военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, срок военной службы по обеспечению режима чрезвычайного положения из расчета один месяц за три месяца засчитывается только в трудовой стаж для назначения пенсии, а не в выслугу лет.
Доводы жалобы судебной коллегией отклоняются, так как основаны на неверном толковании норм материального права и выводов суда первой инстанции не опровергают.
Доводы жалобы истца о допущенных судом процессуальных нарушениях, влекущих отмену вынесенного судом решения, не могут быть признаны коллегией обоснованными.
Так указание в жалобе на нарушение судом срока изготовления решения в окончательной форме не влечет отмену судебного постановления, поскольку не влияет на правильность разрешения дела по существу.
Довод жалобы о том, что суд в решении неверно указал о рассмотрении дела в отсутствие истца, хотя истец присутствовал в судебном заседании, свидетельствует о допущенной судом описке, поскольку протокол судебного заседания содержит сведения об участии истца в судебном заседании 19.10.2016г. Указанная допущенная в решении описка была исправлена судом определением от 30.01.2017г. В силу п.3 ст.330 ГПК РФ указанные нарушения при составлении мотивированного решения не влекут отмену судебного постановления как не влияющие на его законность
Таким образом, при разрешении дела судом не допущено нарушений в применении норм материального и процессуального права. Выводы суда основаны на правильном установлении значимых для дела обстоятельств и подтверждены исследованными доказательствами. Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию и применению регулирующих спорные отношения норм действующего законодательства, которое не может быть признано коллегией верным. Оснований отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 19 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГАЛ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.