Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Коробейниковой Л.Н.,
судей Константиновой М.Р., Долгополовой Ю.В.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 20 марта 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Кулаковой О. С. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, администрации МО "Город Можга" о включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения;
по апелляционной жалобе истца Кулаковой О.С. на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 01 ноября 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Кулаковой О. С. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, администрации муниципального образования "Город Можга" о включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., пояснения истца Кулаковой О.С., изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кулакова О.С. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, администрации МО "Город Можга" о включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не менее 18 кв. м и не более 36 кв. м на территории г. Можги и возложении обязанности заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки Удмуртской Республики в ответ на ее заявление направлено уведомление о том, что принять решение о включении Кулаковой О.С. в республиканский список детей-сирот не представляется возможным, поскольку согласно документам учетного дела в 2008 году на предоставленную субсидию ею приобретено жилое помещение по адресу: "адрес". Тем самым она использовала свое право на получение жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по городу Можге. Однако истец не согласна с указанными выводами, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам. Постановлением администрации МО "Город Можга" от ДД.ММ.ГГГГ N ей предоставлен жилищный заем в размере 811 800 рублей на приобретение жилья, за счет средств которого Кулакова О.С. приобрела двухкомнатную квартиру, жилой пристрой и земельный участок по адресу: "адрес". В соответствии с постановлением администрации МО "Город Можга" от ДД.ММ.ГГГГ N Кулакова О.С. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по городу Можге. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по возврату заемных денежных средств Можгинским районным судом 18 декабря 2014 года вынесено решение о взыскании с Кулаковой О.С. задолженности по договору займа и обращении взыскания на заложенное имущество. На основании решения Можгинского районного суда от 05 февраля 2016 года Кулакова О.С. признана утратившей право пользования жилым помещением и выселена из указанного жилого помещения. Жилых помещений, принадлежащих Кулаковой О.С. на праве собственности, не имеется, нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма она не является. Таким образом, Кулакова О.С. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет заявила о своем праве на обеспечение жилым помещением, но свое право не реализовала, фактически жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена. Жилищный заем предоставлен Кулаковой О.С. как лицу, пострадавшему от пожара. Более того, предоставление жилищных займов не относится к способам обеспечения жильем лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просит предоставить ей жилое помещение по месту первичного выявления и устройства, поскольку ни жилья, ни регистрации по месту жительства не имеет.
В судебном заседании истец Кулакова О.С. просит иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, направил суду заявление о рассмотрении дела без их участия. В отзыве на исковое заявление указал, что исковые требования не признает, поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о включении в республиканский список, Кулаковой О.С. свыше 23 лет, в связи с чем, она не относится к категории, для которых предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе льготное обеспечение жилыми помещениями. Согласно документам учетного дела Кулакова О.С. с 2009 по 2015 годы являлась собственником двухкомнатной квартиры по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" в связи с чем не имела права на такую меру социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, как обеспечение жилым помещением. Министерством образования и науки Удмуртской Республики принято решение об отказе во включении Кулаковой О.С. в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, при этом Кулаковой О.С. указанное решение обжаловано не было.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
Представитель ответчика - администрации МО Город Можга Игнатьева Е.Р., действующая по доверенности, в судебном заседании считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд постановилпо делу вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее иска. В обоснование жалобы привела доводы, аналогичные содержащимся в исковом заявлении и в пояснениях, данных в ходе судебного разбирательства. Не согласна с выводом суда о несоблюдении ею предусмотренного законодательством заявительного порядка.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения принятого решения по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Кулакова (Загуменнова) О. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Мать истца - ЗТЛ умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец истца - ЗСА решением Можгинского городского суда Удмуртской Республики от 24 января 2001 года лишен родительских прав в отношении дочери.
Постановлением администрации города Можги N от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней назначена АСС
Согласно постановлению администрации МО "Город Можга" N от ДД.ММ.ГГГГ АСС и ее семья в составе 6 человек принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в г. Можге.
На основании постановления администрации МО "Город Можга" от ДД.ММ.ГГГГ N Кулаковой О.С. предоставлен жилищный займ в размере 811 800 руб. на приобретение жилья.
За счет средств целевого жилищного займа Кулакова О.С. приобрела двухкомнатную квартиру, жилой пристрой и земельный участок по адресу: г. Можга, "адрес". Истец зарегистрировала право собственности на указанные объекты недвижимости с обременением в виде ипотеки.
Согласно постановлению администрации МО "Город Можга" от ДД.ММ.ГГГГ N Кулакова О.С. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по г. Можге на основании части 1 пункта 2 статьи 56 ЖК РФ.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по возврату заемных денежных средств решением Можгинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на заложенное имущество: квартиру, жилой пристрой, и земельный участок по адресу: "адрес", путем продажи с публичных торгов.
На основании решения Можгинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Кулакова О.С. признана утратившей право пользования жилым помещением по адресу: "адрес".
Согласно сведениям Можгинского филиала ГУП Удмуртской Республики "Удмурттехинвентаризация" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Кулаковой (Загуменновой) О.С. отсутствуют в собственности жилые помещения.
Из информации, предоставленной администрацией МО "Город Можга" от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Кулакова О.С. не является нанимателем и членом семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки Удмуртской Республики Кулаковой О.С. отказано во включении ее в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.
Рассматривая заявленные требования и руководствуясь положениями Федерального закона N159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Закона Удмуртской Республики N8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку доказательств, подтверждающих наличие у истца права на включение в республиканский список и обеспечение жилым помещением как ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцом не предоставлено.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении и толковании регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.
Согласно статье 28 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент достижения истцом совершеннолетия, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии со статьей 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01 марта 2005 года:
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ранее также предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, предусматривала аналогичные положения.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01 января 2013 года, Жилищный кодекс РФ дополнен статьей 109.1, часть 1 которой предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ в редакции этого же Федерального Закона: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу положений статьи 4 Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Отношения по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями на территории Удмуртской Республики регулируются Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. N8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", принятым в соответствии с указанным выше Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ.
Согласно статье 2 Закона N8-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики: 1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Указанным законом Удмуртской Республики предусмотрен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам (статья 6), в соответствии с которым дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - Список). В Список подлежат включению лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, достигшие возраста 14 лет. Включение в Список осуществляется на основании заявления. Заявление и документы подаются в орган опеки и попечительства по месту нахождения или месту жительства заявителя, которые формируются данным органом в учетное дело. Орган опеки и попечительства проводит проверку сведений, представленных заявителем, по результатам которой составляет заключение. Заключение и учетное дело направляется органом опеки и попечительства в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня поступления указанных документов принимает решение о включении лица в Список либо об отказе во включении в Список. Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении жилого помещения лицу, включенному в Список.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
По смыслу приведенных норм права, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются при условии достижения ими совершеннолетия и нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке. Постановка на такой учет носит заявительный характер и производится на основании заявления граждан в возрасте до 23 лет.
В силу части 2 статьи 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Отсутствие права на обеспечение жилыми помещениями также является основанием для принятия решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (часть 18 статьи 6 Закона N8-РЗ).
Как установлено в ходе судебного разбирательства истец в составе семьи АСС состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ семье истца Кулаковой О.С. предоставлен жилищный займ за счет средств бюджета Удмуртской Республики для приобретения жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ за Кулаковой О.С. зарегистрировано право собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью 36,4 кв. метров и жилой пристрой площадью 24,2 кв. метров по адресу: "адрес"
Постановлением администрации МО "Город Можга" от ДД.ММ.ГГГГ Кулакова О.С. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое последней не обжаловано.
Таким образом, в связи с приобретением в собственность жилого помещения до дня вступления в силу выше указанного Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ истец реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением, и утратила основания, дающие ей право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку истец являлась собственником жилого помещения по адресу: "адрес" с 2009 года вплоть до 2015 года (момент прекращения права собственности истца на жилое помещение), то есть до исполнения ей 29 лет, в Министерство образования и науки Удмуртской Республики обратилась в 2016 году, следовательно, отсутствуют основания для включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилого помещения.
В настоящее время, несмотря на то, что в собственности и в пользовании у истца жилого помещения нет, она, достигнув возраста 30 лет, утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, на учете нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке не состоит, соответственно, и право на социальную поддержку от государства по этому основанию не имеет.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда. Юридически значимые обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку представленных доказательств, для чего судебная коллегия оснований не усматривает. Поскольку в апелляционной жалобе не приводится каких-то новых убедительных доказательств, влекущих отмену решения, процессуальных нарушений такого рода судом не допущено, то принятое решение следует признать законным и обоснованным.
Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 01 ноября 2016 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу истца Кулаковой О.С. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.