Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Кричкер Е.В.,
судей Ахкямова Р.Р., Багаутдиновой Г.Р.
при секретаре П.Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш.В.Е. об оспаривании Постановления Администрации муниципального образования "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" в части включения в постановление жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"
по апелляционной жалобе административного истца на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 19 декабря 2016 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Администрация муниципального образования "данные изъяты" Удмуртской Республики постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Постановление) определилаформировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора капитального ремонта - некоммерческой организации "данные изъяты" в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования "данные изъяты" собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в 4-х месячный срок с даты опубликования региональной программы капитального ремонта (согласно приложению).
Постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном портале муниципального образования "данные изъяты" в сети Интернет по адресу: "данные изъяты" (далее официальный портал муниципального образования "данные изъяты"
Ш.В.Е. обратилась в Глазовский районный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным Постановление Администрации муниципального образования "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" в части включения в постановление жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" Административный истец ссылалась на то, что о данном постановлении ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ Согласно данному постановлению её дом, расположенный по адресу: "адрес" - формирует фонд капитального ремонта на счете регионального оператора капитального ремонта - некоммерческой организации "данные изъяты" расположенных на территории муниципального образования "данные изъяты" собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный мим способ не был реализован в 4-х месячный срок с даты опубликования региональной программы капитального ремонта.
Данное постановление не соответствует требованиям закона, а именно, в нарушение части 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не проводил общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Указывает, что данным постановлением нарушено её право на дополнительное взыскание платы за капитальный ремонт, так как ее дом является блочным, все квартиры имеют свои крыши, и до принятия региональной программы отремонтированы своими силами.
Решением Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 19 декабря 2016 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе, поданной административным истцом Ш.В.Е. содержится требование об отмене этого судебного решения, как незаконного и необоснованного, и о принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. В жалобе указано на неправильное применение норм материального и процессуального права. Утверждается, что административным истцом не был пропущен 3-месячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, поскольку размещение оспариваемого постановления в сети интернет не свидетельствует о том, что административному истцу было известно о нем.
Возражения на апелляционную жалобу от административного ответчика не поступали.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении судебного разбирательства не просили, доказательств уважительности причин неявки не представили, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
В соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что Ш.В.Е. является собственником квартиры N в многоквартирном доме N расположенном по адресу: "адрес"
Постановлением администрации муниципального образования "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ сформирован фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении домов, где собственники помещений в многоквартирном доме в установленный законом срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, или выбранный ими способ не реализован.
Согласно Приложению к данному постановлению в Перечне многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, под пунктом N значится многоквартирный дом по адресу "адрес"
Административный истец Ш.В.Е ... не согласна с данным постановлением в части указанного пункта N Перечня многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, что явилось основанием для обращения с настоящим административным исковым заявлением.
Проверяя полномочия администрации муниципального образования "данные изъяты" на принятие нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган вправе принимать муниципальные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого муниципального правового акта, правила введения в действие, в том числе порядок опубликования, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 названного Кодекса.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике утверждена Постановлением Правительства Удмуртской Республики 19 мая 2014 г. N186.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" включен в региональную программу под N.
Региональная программа капитального ремонта опубликована на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 5 статьи 5 Закона Удмуртской Республики от 22 октября 2013 N 64-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести календарных месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта, то есть до 20 ноября 2014 г.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание собственников многоквартирного "адрес" по итогам которого было принято решение отказаться от услуг регионального оператора по капитальному ремонту "данные изъяты" Однако данное решение не содержит вывода по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, кроме того собственники не предоставили соответствующие сведения в орган государственного жилищного надзора.
Проведение данного собрания собственниками помещений в МКД свидетельствует об осведомленности собственников о необходимости принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта.
Кроме того, необходимость внесения взносов на капитальный ремонт с ДД.ММ.ГГГГ подтверждают платежные документы, направляемые региональным оператором (л.д.30).
В силу части 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Оспариваемое постановление ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в соответствии со "данные изъяты" Устава МО "данные изъяты" на официальном портале муниципального образования "данные изъяты" в сети Интернет по адресу: "данные изъяты" (далее официальный портал муниципального образования "данные изъяты" который является официальным источником опубликования муниципальных нормативных правовых актов.
Таким образом, оспариваемое постановление принято в пределах полномочий административного ответчика, с соблюдением формы, порядка принятия и введения оспариваемого постановления в действие.
Судебной коллегией проверено соответствие оспариваемой части муниципального правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования такого фонда: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В соответствии с частью 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Согласно части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 названного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В пункте 3 Постановления от 12 апреля 2016 года N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
В установленный законом срок собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу "адрес" не было принято и реализовано право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта после официального опубликования республиканской программы капитального ремонта, в которую включен и многоквартирный дом, собственником квартиры в котором является Ш.В.Е., поэтому в соответствии с требованиями части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации администрацией МО "данные изъяты" принято постановление N от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты".
Доводы административного истца о неисполнении органом местного самоуправления обязанности, предусмотренной частью 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления, поскольку организация общего собрания, его проведение, принятие решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и его реализация, являются исключительной прерогативой самих собственников помещений в многоквартирном доме. В данном случае информация о возможности и сроках принятия собственниками помещений в многоквартирном доме указанного решения вытекает из содержания обнародованных нормативных правовых актов, и, как установилсуд, доводилась администрацией муниципального образования "данные изъяты" и средствами массовой информации до жителей муниципального образования, в том числе и размещением на официальном сайте муниципального образования "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ проекта постановления Администрации МО "данные изъяты" о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора. При таких обстоятельствах отсутствие решения собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, с которым в силу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации связано принятие оспариваемого постановления, не обусловлено бездействием органа местного самоуправления.
В тоже время, суд должен проверить нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым муниципальным правовым актом. Само по себе аккумулирование средств на счете регионального оператора не привело к нарушению прав административного истца, поскольку многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, утвержденную постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2014 г. N186, при ее принятии. Программой предусмотрены виды и сроки выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес"
Следует учесть, что выбор способа аккумулирования денежных средств на счете регионального оператора или специального оператора, лежит на собственниках многоквартирного дома, и входит в правомочие общего собрания. Иные собственники многоквартирного дома с требованиями об отмене спорного постановления не обращались, собрание собственников по смене способа формирования фонда капитального строительства по настоящее время не проведено. По единоличному требованию административного истца, как одного из собственников жилого помещения в многоквартирном доме, решение об отмене постановления о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора, принято быть не может.
Полномочий на обращение с административным иском в интересах всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме истцом не представлено, в то время как удовлетворение заявленных требований напрямую затрагивает права и обязанности иных собственников, что при отсутствии решения общего собрания в силу положений Жилищного Кодекса РФ, недопустимо.
Изложенные административным истцом доводы, в которых заявитель указывает о нарушении прав собственников жилых помещений, являются несостоятельными, поскольку судебной коллегией, а также судом первой инстанции не установлено каких либо нарушений прав административного истца. А защита прав иных собственников административному истцу не доверена такими лицами.
Суд первой инстанции верно указал, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" в том числе и Ш.В.Е. согласно части 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации не лишены возможности инициировать принятие общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, в этой связи принятое судом первой инстанции решение в отсутствии иных собственников жилых помещений не нарушает прав последних.
Оценивая довод апелляционной жалобы о соблюдении административным истцом срока на обращение в суд, судебная коллегия отмечает следующее.
В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенным правовым нормам корреспондирует положение части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции, в том числе правомерно исходил из того, что административный истец без уважительных причин пропустила установленный законом срок для обращения в суд.
Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
При рассмотрении настоящего административного дела установлено, что Постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном портале муниципального образования "данные изъяты"" в сети Интернет по адресу: "данные изъяты"/ (далее официальный портал муниципального образования "данные изъяты"
Статьей "данные изъяты" Устава муниципального образования "данные изъяты" установлено, что официальное опубликование решения "данные изъяты" депутатов осуществляется в газете "данные изъяты" или "данные изъяты" или "данные изъяты" или на официальном портале муниципального образования "данные изъяты" в сети Интернет по адресу: "данные изъяты" официальный портал муниципального образования "данные изъяты" или в ином средстве массовой информации, учрежденном для официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Датой официального опубликования решения "данные изъяты" депутатов считается дата первой публикации его полного текста в печатных изданиях, указанных в настоящей статье, или первое размещение (опубликование) на официальном портале муниципального образования " "данные изъяты"
Датой публикации решения "данные изъяты" депутатов является дата выхода в свет (обозначенная на первой странице или на титульном листе) печатного издания, одного из указанных в настоящей статье, или дата размещения на официальном портале муниципального образования "данные изъяты" в которых официально опубликовано решение "данные изъяты" депутатов.
Согласно статье 41 Устава муниципального образования "данные изъяты" правовые акты "данные изъяты" и правовые акты "данные изъяты", правовые акты "данные изъяты", официальное опубликование (обнародование) которых предусмотрено законодательством или настоящим "данные изъяты" а также самим правовым актом "данные изъяты" или правовым актом "данные изъяты" правовым актом "данные изъяты" депутатов, официально публикуются (обнародуются) в порядке, предусмотренном статьей N настоящего Устава.
Порядок официального опубликования (обнародования) указанного Постановления соблюден, текст Постановления размещен на официальном портале муниципального образования "данные изъяты"" в сети Интернет по адресу: "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, оспариваемый акт был доведен до сведения неопределенного круга лиц, и после его официального опубликования никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации о нем и обращение с административным исковым заявлением в суд, у административного истца не имелось. Обратившись в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), т.е. по истечении 20 месяцев после опубликования Постановления, административный истец пропустила без уважительных причин 3-месячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении ее требования.
С учетом изложенного нельзя признать состоятельным довод апелляционной жалобы о соблюдении срока обращения в суд, и его исчислении ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты получения искового заявления о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административным истцом административного искового заявления в установленный законом срок, по настоящему делу не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований Ш.В.Е. отказано правомерно.
Обжалуемое решение соответствует требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска подробно мотивированы и сомнений не вызывают.
Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш.В.Е. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.