Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
с участием представителя административного истца Валеева Р.Р. - Чермных А.В., действующей на основании доверенности от 14 февраля 2017 г. N 18 АБ 1002107 сроком действия три года, диплом ИВС 0460970, регистрационный номер 1894, дата выдачи 4 июля 2003 года,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Тихоновой Е.В., доверенность N 60 от 14 декабря 2016 года сроком до 31 декабря 2017 года, диплом о высшем юридическом образовании ВСГ 2974669 от 28 января 2009 года,
представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" филиал по Удмуртской Республике Гимадеевой Р.К., доверенность N 01-27/2017-18 от 3 марта 2017 до 20 декабря 2019 года, диплом о высшем юридическом образовании ДВС 0252034, регистрационный номер 787/00 от 30 июня 2000 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Валеева Рината Раисовича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
установил:
Валеев Р.Р. (далее - административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:08:000000:7472, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственной базой, общей площадью 29 767 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с.Первомайский, в размере его рыночной стоимости равной 5 254 000 руб.
Административный иск мотивирован тем, что земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности, за что он платит земельный налог, зависящий от его кадастровой стоимости, размер которой составляет 6 822 298, 73 руб. и существенно превышает его рыночную стоимость, чем затрагивает права и обязанности административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Чермных А.В., действующий на основании доверенности, поддержал требования своего доверителя, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, просил их удовлетворить.
Представитель Управления Росреестра по Удмуртской Республике Тихонова Е.В., представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР Гимадеева Р.К., возражений против заявленных требований не высказали.
Административный истец Валеев Р.Р., представитель Правительства Удмуртской Республики, Администрации МО "Завьяловский район" в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного заседания.
В связи с признанием судом необязательной явки в судебное заседание неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено по существу в отсутствие административного истца, представителя Администрации МО "Завьяловский район", представителя Правительства Удмуртской Республики в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 247 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, представителей Управления Росреестра по Удмуртской Республике, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом РФ (далее по тексту - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований является обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (п.1 ст.65 ЗК РФ, п.1 ст.387 НК РФ).
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьёй 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно материалам административного дела, Валееву Р.Р. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 18:08:000000:7472, общей площадью 29 767 кв.м., по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Первомайский, на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования "под производственной базой" на основании договора купли-продажи N 69 от 28 января 2016 года, соглашения о расторжении договора от 26 мая 2016 года N 002/2016-2749, о чем 5 августа 2016 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество внесена запись о регистрации.
Данные обстоятельства подтверждены Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей произведенную государственную регистрацию прав от 5 августа 2016 г. (л.д.4).
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Вышеизложенные законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере административных правоотношений, т.к. одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учёту, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями земельного налога.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 03 июля 2016 года, с изменениями от 05 июля 2016 года) (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности), Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту - Комиссия).
При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости Закон об оценочной деятельности предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением Комиссии или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Решением N 614 от 14 декабря 2016 года Комиссия отклонила поступившее 1 декабря 2016 года заявление Валеева Р.Р. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по причине несоответствия представленного Отчёта об оценке требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки (л.д.66-67).
Суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 18:08:000000:7472 площадью 29 767 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет 26 июля 2016 г. путем раздела земельного участка с кадастровым номером 18:08:000000:6806.
Кадастровая стоимость учтённого земельного участка с кадастровым номером 18:08:000000:7472, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости) 26 июля 2016 года, определена в соответствии с абзацем 1 пункта 2.1.17 приказа Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", которым предусмотрено, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков, на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года" (далее по тексту - Постановление N 531) кадастровая стоимость земельного участка составляет 6 822 298,73 руб.
Данный размер кадастровой стоимости земельного участка является актуальным на момент обращения административного истца в суд.
При таких обстоятельствах, полагая, что установленный размер кадастровой стоимости земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца как собственника земельного участка, Валеев Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела в порядке административного судопроизводства по правилам главы 25 КАС РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке N 16100/3 от 8 ноября 2016 года, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Перспектива", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:08:000000:7472 по состоянию на 26 июля 2016 года составляет 5 254 000 рублей (л.д.5-38).
Кроме того, административный истец представил в суд положительное экспертное заключение N 115/01-17 от 2 марта 2017 года на Отчёт об оценке N 16100/3 от 8 ноября 2016 года, составленное Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков", членом которого является оценщик (л.д.39-67).
Согласно кадастровой справке от 31 октября 2016 года, сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:08:000000:7472, определённой в соответствии с Постановлением N 531, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 26 июля 2016 года, после чего его кадастровая стоимость не изменялась (л.д.3).
В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В связи с чем, суд признаёт, что спорный земельный участок является учтённым, кадастровая стоимость которого определена в соответствии с удельными показателями, утвержденными Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 г. N 531.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке N 16100/3 от 8 ноября 2016 года, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным экспертным заключением N 115/01-17 от 2 марта 2017 года, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:08:000000:7472 по состоянию на 26 июля 2016 года.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, суд разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:08:000000:7472, равный 5 254 000 руб., установленный Отчётом об оценке N 16100/3 от 8 ноября 2016 года, участники процесса не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии данного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение земельного налога, что непосредственно затрагивает интересы административного истца, как его собственника, следовательно, заявленное им требование об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее по тексту - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30 июня 2015 года) разъяснено, что датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичные разъяснения даны в абзаце 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30 июня 2015 года.
Согласно материалам административного дела, оспариваемый результат определения кадастровой стоимости земельного участка, определённый Постановлением N 531, был внесён в Единый государственный реестр недвижимости 11 августа 2016 года, а с соответствующим заявлением в Комиссию Валеев Р.Р. обратился 1 декабря 2016 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Валеева Рината Раисовича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:08:000000:7472, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственной базой, общей площадью 29 767 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с.Первомайский в размере его рыночной стоимости равной 5 254 000 руб. по состоянию на 26 июля 2016 г.
Датой подачи заявления Валеева Р.Р. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости считать 1 декабря 2016 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 7 апреля 2017 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда УР Г.Р. Багаутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.