Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Габидуллиной А.Г., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе
Федюнина В.В. на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 20 января 2017 года, которым постановлено:
Федюнину В.В. в иске к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Федюнина В.В., его представителя Минниханова Т.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федюнин В.В. обратился к Федеральной службе исполнения наказаний (далее по тексту - ФСИН России) с иском о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту - комиссия ФСИН России) от 14 января 2016 года об отказе в постановке Федюнина В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на ФСИН России обязанности принять Федюнина В.В. с составом семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим рапортом.
В обоснование требований указано, что Федюнин В.В. проходит службу в системе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан (далее по тексту - УФСИН России по РТ), имеет выслугу более 15 лет. Истец обратился в комиссию УФСИН России и подведомственных учреждений единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На заседании Территориальной подкомиссии было принято решение о направлении документов истца в комиссию ФСИН России.
14 января 2016 года ответчиком отказано в удовлетворении заявления истца со ссылкой на то обстоятельство, что им не были представлены все необходимые документы. Истец полагает, что указанное решение является незаконным, указывая, что комплект документов был принят Территориальной подкомиссией и направлен в Комиссию ФСИН.
В суде первой инстанции Федюнин В.В., его представитель
Минниханов Т.Р. исковые требования поддержали.
Представитель ФСИН России в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Федюнин В.В. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Ссылается на доводы аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении. Отмечает, что территориальная подкомиссия обязана была провести проверку представленных документов. Указывает на отсутствие в его действиях признаков намеренного ухудшения жилищных условий. Отмечает, что даже без учёта детей, по которым не были представлены сведения за последние 5 лет, на каждого члена его семьи приходится менее учётной нормы. Также ссылается на нарушение ответчиком срока рассмотрения заявления о предоставлении социальной выплаты.
В суде апелляционной инстанции Федюнин В.В., его представитель Минниханов Т.Р. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ФСИН России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещён надлежащим образом. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанного лица в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года
N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под сотрудниками применительно к положениям названного закона понимаются, в том числе лица, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В силу части 1, пунктов 2 части 3 статьи 4 Федерального закона
"О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Из материалов дела следует, что Федюнин В.В. является сотрудником УФСИН России по РТ и имеет выслугу более 15 лет в календарном исчислении.
03 июля 2014 года Федюнин В.В. обратился в Территориальную подкомиссию УФСИН России по РТ с рапортом о принятии его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с решением Территориальной подкомиссии УФСИН России по РТ от 17 июля 2014 года документы Федюнина В.В. направлены в Комиссию УФСИН России для принятия решения о постановке его на соответствующий учёт.
Решением комиссии ФСИН России от 14 января 2016 года Федюнину В.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от
24 апреля 2013 года N 369, а именно Федюнин В.В. не представил информацию по детям за последние 5 лет.
Согласно положениям подпункта "з" пункта 5 вышеуказанных Правил, в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
По смыслу названной нормы предоставление указанных документов необходимо для проверки заявителя на соответствие положениям части 3 статьи 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также для проверки возможности намеренного ухудшения заявителем жилищных условий в пятилетний период, предшествовавший подаче заявления.
Из представленной Федюниным В.В. копии пакета документов, у него имеются трое детей: "дата", "дата", "дата" рождения.
Согласно выписке из домовой книги по адресу: "адрес" зарегистрированы: мать истца - ФИО3 с 27 ноября 1987 года, брат истца - ФИО4 с
21 октября 1994 года, Федюнин В.В. с 20 июня 1996 года, супруга истца - ФИО5 с 21 декабря 2001 года, дети истца: ФИО1, "дата" рождения, ФИО2, "дата" рождения, ФИО6, "дата" рождения, - с 14 сентября 2011 года.
Отказывая в удовлетворении требований Федюнина В.В., суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение установленного порядка истцом не представлены сведения о регистрации ФИО1, "дата" рождения, и ФИО2, "дата" рождения, за период до 14 сентября 2011 года, тогда как заявление о постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты подано 03 июля 2014 года.
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью выводов суда первой инстанции.
Согласно п. 7.1.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утверждённого приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 октября 2014 года N 550, на Комиссии в числе иных возложены функции, связанные с принятием документов для получения единовременной выплаты и их проверки на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления.
При предоставлении Федюниным В.В. рапорта в Территориальную подкомиссию каких-либо требований о необходимости предоставления дополнительных документов ему предъявлено не было.
Из описи документов учётного дела Федюнина В.В. следует, что к рапорту им приложены необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 вышеуказанных Правил, в том числе выписка из домовой книги.
Представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что иных оснований для отказа в удовлетворении заявления Федюнина В.В. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты не имеется.
К тому же при подсчёте уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения без учета несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, сведения по которым за период до 14 сентября 2011 года не были представлены, на каждого члена семьи заявителя приходится 12,18 кв. м, что ниже учётной нормы.
Более того, согласно выписке из домовой книги по месту жительства истца, в доме "адрес", дети истца - ФИО1, "дата" рождения и ФИО2, "дата" рождения, зарегистрированные по месту жительства с 14 сентября 2011 года, проживают с рождения.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей.
Федюнин В.В. и его супруга ФИО5 - родители несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 зарегистрированы в вышеуказанном доме по месту жительства с 20 июня 1996 и 21 декабря 2001 года соответственно.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о законности решения комиссии ФСИН России о наличии оснований для отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты судебная коллегия считает ошибочным, а обжалуемое решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований Федюнина В.В.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от
20 января 2017 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Иск Федюнина В.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N ... от 14 января 2016 года в части, касающейся отказа Федюнину В.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Федюнина В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения - 03 июля 2014 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.