Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Габидуллиной А.Г., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по Республике Татарстан - Хазиевой Л.З. на решение Советского районного суда г. Казани от 02 февраля 2017 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес"Г, на основании заявления N16-0-1-138/3003/2016-4825 от 28.10.2016 и приложенных к нему документов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения Вафиной Р.Г. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вафина Р.Г. обратилась в суд с иском к Федеральной кадастровой палате Росреестра об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости. В обоснование иска указано, что решением Советского районного суда г. Казани от 11 мая 2016 года удовлетворены исковые требования Вафиной Р.Г. к Тихонову В.В. о прекращении права долевой собственности на жилой дом, признании права собственности на объект недвижимости, а также исковые требования Тихонова В.В. к Вафиной Р.Г. о признании права собственности на объект недвижимости. Решением постановлено:признать за Вафиной Р.Г. право собственности на часть жилого дома, включающую в себя помещения жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"Г, обозначенные в техническом паспорте на жилой дом под номерами 1,4,5 по первому этажу, а также все помещения второго этажа, общей площадью 76,7 кв.м. Решение суда в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу. После подготовки технической документации на часть жилого дома истица обратилась в Федеральную кадастровую палату Росреестра для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Решением от 07 ноября 2016 года Федеральная кадастровая палата Росреестра отказала в государственном кадастровом учете объекта недвижимости на том основании, что имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление (часть жилого дома), не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с законом.
С учетом последующих уточнений исковых требований Вафина Р.Г. просила суд осуществить государственный кадастровый учет части жилого дома, включающую в себя помещения жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"Г, лит. А, инвентарный номер 6618/29, обозначенные в техническом паспорте на жилой дом под номерами 1,4,5 по первому этажу, а также все помещения второго этажа, общей площадью 83,1 кв.м., в соответствии с заявлением N16-0-138/3003/2016-4825 от 28.10.2016.
Определением суда от 17 января 2017 года произведена замена ненадлежащего ответчика - Федеральной кадастровой палаты Росреестра - на надлежащего ответчика - Управление Росреестра по РТ; Федеральная кадастровая палата Росреестра привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Вафина Р.Г. в судебном заседании требования поддержала.
Представитель Управления Росреестра по РТ - Гатауллин Н.М. требования не признал.
Представитель третьего лица - Федеральная кадастровая палата Росреестра - Иванова О.Е. с иском не согласилась.
Суд первой инстанции постановилрешение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по РТ просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права, решение суда противоречит нормам действующего законодательства. Указывает, что Федеральный закон от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года) предусматривал осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости, указанных в статье 7 данного федерального закона, а именно: земельный участок, здание сооружение, помещение, объект незавершенного строительства. В связи с этим государственный кадастровый учет до 01.01.2017 года частей жилого дома
не осуществлялся.
С 01 января 2017 года в соответствии со ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
В связи с анализом действующих норм права, Управление Росреестра по РТ считает возможным осуществление кадастрового учета части объекта недвижимости в случае их изолированности и обособленности, то есть наличия соответствующего заключения кадастрового инженера. Истец не обращался в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет части жилого дома и снятии с кадастрового учета и прекращения права на исходный объект недвижимости. Таким образом, Управление Росреестра по РТ не могло нарушить права и законные интересы истца.
Кроме того, решение об отказе в постановке на кадастровый учет части жилого дома принималось ФГБУ "ФКП Росреестра", соответственно надлежащим ответчиком по данному иску является данное учреждение.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу п.3 и п.5 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
Согласно п.1 ч.2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Казани от 11 мая 2016 года постановлено:прекратить право долевой собственности Вафиной Р.Г. и Тихонова В.В. на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"Г, с кадастровым номером 16:50:240611:49. Признать за Вафиной Р.Г. право собственности на часть жилого дома, включающую в себя помещения жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"Г, обозначенные в техническом паспорте на жилой дом под номерами 1,4,5 по первому этажу, а также все помещения второго этажа, общей площадью 76,7 кв.м. Признать за Тихоновым В.В. право собственности на часть жилого дома, включающую в себя помещения жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"Г, обозначенные в техническом паспорте на жилой дом под номерами 2,3 по первому этажу, общей площадью 29,5 кв.м.
После подготовки технической документации на часть жилого дома Вафина Р.Г. обратилась в Федеральную кадастровую палату Росреестра с заявлением от 28 октября 2016 года о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Решением от 07 ноября 2016 года Федеральная кадастровая палата Росреестра отказала в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с тем, что имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление (часть жилого дома), не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с законом (на основании п.1 ч.2 ст. 27 Закона о кадастре).
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что решением Советского районного суда г.Казани от 11 мая 2016 года за истицей признано право собственности на часть жилого дома, который по смыслу статьи 130 ГК РФ является объектом недвижимости. Так, часть жилого дома имеет прочную связь с землей, перемещение объекта без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Часть жилого дома имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи; эти характеристики отражены в техническом плане здания. Следовательно, часть жилого дома также может являться объектом государственного кадастрового учета.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда о том, что часть жилого дома может являться объектом государственного кадастрового учета, тем не менее, оснований для удовлетворения иска не усматривает.
Согласно ч.2 и ч.4 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 года, для постановки на кадастровый учет помещение должно обладать одновременно двумя признаками: обособленностью и изолированностью. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета. Часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.
Вместе с тем, по делу установлено, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Казани от 16 декабря 2009 года постановлено:произвести реальный раздел жилого дома по варианту раздела N 1, предложенному экспертом в рамках проведенной по делу строительно-технической экспертизы, по которому выделить Тихоновой Р.Г. квартиру номер 1, состоящую из помещения: на первом этаже NN1,4,5 и все помещения на втором этаже; выделить Тихонову В.В. квартиру номер 2, состоящую из помещения на первом этаже NN2,3. Доли собственников в жилом доме определить за Тихоновой Р.Г. - 8/11, за Тихоновым В.В. - 3/11.
Таким образом, вступившим в законную силу решением суда установлено право общей долевой собственности на жилой дом. Указанное решение суда не исполнено, право собственности Вафиной (ранее Тихоновой) Р.Г. в указанных долях на жилой дом не зарегистрировано. Квартиры N 1 и N 2 не образованы, дом имеет один адрес.
Из технического плана здания не следует, что указанные в решении суда от 11 мая 2016 года части жилого дома, выделенные Вафиной Р.Г., являются обособленными и изолированными. Кроме того, площадь помещений части жилого дома в техническом паспорте, представленном истицей, составляет 89,6 кв.м и не соответствует площади, указанной в решении суда от 11 мая 2016 года (76,7 кв.м). Также решением суда от 11 мая 2016 года установлено, что второму участнику долевой собственности (3/11 доли) Тихонову В.В. выделена фактически занимаемая комната площадью 20,6 кв.м и часть кухни площадью 8,9 кв.м.
Таким образом, части жилого дома, выделенные в пользование истице и Тихонову В.В., не являются самостоятельными изолированными объектами, которые предназначены для проживания и имеют вспомогательные помещения общего пользования. Кроме того, части жилого дома имеют выход на единый земельный участок, право пользования которым определено решением суда от 16 декабря 2009 года: в пользование Тихонова В.В. выделен земельный участок N 2 площадью 202,54 кв.м, в пользование Тихоновой Р.Г. - земельный участок N 1.
При таких обстоятельствах части жилого дома не могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, п.4 ч.1 ст. 330, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Казани от 02 февраля 2017 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Вафиной Р.Г. к Управлению Росреестра по Республике Татарстан об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости - части жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"Г, - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.