Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Сахиповой Г.А. и Субботиной Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан ФИО1 на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2017 года, которым постановлено:
иск Куроедова С.Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан о перерасчете пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан произвести перерасчет пенсии по старости Куроедову С.Б., "дата" года рождения, и выплатить задолженность по недополученной пенсии с 9мая2016года до настоящего времени.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей жалобу, объяснения представителя истца Куроедова С.Б. - ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куроедов С.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученные суммы пенсии.
Свои требования истец мотивировал тем, что являясь инвалидом II группы, перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по достижении в мае 2016 года возраста 60 лет он имеет право на перерасчет пенсии в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости. По изложенным основаниям, ссылаясь на имевшие место неоднократные устные обращения к ответчику по указанному вопросу, оставленные без удовлетворения, истец просил суд возложить на ответчика обязанность по перерасчету назначенной ему пенсии по старости и выплате недополученной суммы пенсии за период с 09 мая 2016 года по настоящее время.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в отзыве на иск с требованиями истца не согласился, указав, что Куроедов С.Б. с заявлением о назначении либо перерасчете пенсии в территориальный орган пенсионного фонда не обращался, какого-либо решения по данному вопросу ответчиком не принималось, в связи с чем просил оставить иск Куроедова С.Б. без рассмотрения.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное, приводя в обоснование жалобы те же доводы, что и в отзыве на исковое заявление. Также им обращается внимание на то обстоятельство, что истец является получателем двух пенсий - по старости и инвалидности, размер которых определен в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, пояснив суду, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения настоящего иска у суда не имелось.
Представитель истца с доводами жалобы ответчика не согласился, полагая, что его доверитель имеет право на перерасчет назначенной ему пенсии в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ) предусмотрел условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам (статья 11) и установил, что право на социальную пенсию имеют инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста (подпункты 1, 5 пункта 1).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Куроедов С.Б., "дата" года рождения, является инвалидом II группы бессрочно. Согласно справке от 16 февраля 2011 года серии МСЭ-2007 ... причина его инвалидности связана с радиационно обусловленным заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
Из представленных ответчиком документов видно, что в настоящее время истец является получателем двух пенсий одновременно - страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и государственной пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Выплаты указанных пенсий установлены истцу соответственно с 07 августа 2006 года и 01 сентября 2006 года бессрочно. Данные обстоятельства подтверждаются справкой Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан от 06 июня 2016 года ... и участвующими в деле лицами не оспариваются.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Куроедов С.Б. мотивировал свои требования тем, что в связи с достижением 09 мая 1956 года возраста 60 лет он приобрел право на перерасчет пенсии на основании статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в размере 250 процентов базовой части страховой пенсии по старости, однако его неоднократные обращения к ответчику по поводу перерасчета пенсии оставлены без удовлетворения.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что последний имеет право на перерасчет назначенной ему пенсии и выплату образовавшейся задолженности за период, начиная с 09 мая 2016 года.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Положения пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, на которые истец ссылается в обоснование предъявленного иска, предусматривают, что пенсия по старости назначается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения, а также гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф, - 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Таким образом, указанная правовая норма, предусматривая условия и размер назначаемой указанной категории лиц пенсии, не содержит каких-либо положений о перерасчете ранее назначенных пенсий в требуемом истцом порядке.
При указанных обстоятельствах принятое судом решение, как постановленное с нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 17февраля 2017 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Куроедова С.Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученные суммы пенсии - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.