Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зевс+" к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительному комитету муниципального образования города Казани Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Зевс+" является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под расширение строительной базы) общей площадью 406 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес" поставленного на кадастровый учет 12 января 2006 года;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственную базу) общей площадью 7044 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 14 марта 2005 года;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: трамвайные, автобусные, троллейбусные парки и депо) общей площадью 70 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 14 февраля 2014 года;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: трамвайные, автобусные, троллейбусные парки и депо) общей площадью 198 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 14 февраля 2014 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ... определена по состоянию на 1 января 2013 года постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани" и составляет соответственно 1654 080 рублей 54 копейки, 28626 111 рублей 60 копеек.
Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 14 февраля 2014 года федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в соответствии с пунктами 2.1.4, 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222, установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ... по состоянию на 14 февраля 2014 года в размере 279 286 рублей, 789981 рублей 40 копеек соответственно.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ООО "Зевс+" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ... , равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 685000 рублей, 9333 000 рублей соответственно, а земельных участков с кадастровыми номерами ... равной их рыночной стоимости по состоянию на 14 февраля 2014 года в размере 128 000 рублей и 362000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Р.Р. Зарипова, действующая в соответствии с предоставленными ей доверенностью от 24 марта 2017 года полномочиями, заявленные требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ... , равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 653000 рублей и 8436 000 рублей, земельных участков с кадастровыми номерами ... , равной их рыночной стоимости по состоянию на 14 февраля 2014 года в размере 152 000 рублей и 417000 рублей, согласно заключению судебной экспертизы.
Кабинета Министров Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчет N 38-16 от 3 июня 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный индивидуальным предпринимателем Г.Ф. Хайруллиной по инициативе ООО "Зевс +", согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ... по состоянию на 1 января 2013 года составила 685000 рублей и 9333 000 рублей, а также отчет N 38/1-16 от 20 июня 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный индивидуальным предпринимателем Г.Ф. Хайруллиной по инициативе ООО "Зевс +", согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ... по состоянию на 14 февраля 2014 года составила 128 000 рублей 362000 рублей соответственно.
На основании ходатайства представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N 3-014/17 от 16 февраля 2017 года эксперта ООО "Экспертно - консультационный центр "Оценщик" Т.М. Удод отчеты N 38-16 от 3 июня 2016 года, N 38/1-16 от 20 июня 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленные индивидуальным предпринимателем Г.Ф. Хайруллиной, не соответствуют некоторым требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Выявленные замечания не оказывают влияния и не искажают итоговую стоимость оцениваемых земельных участков.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... определена в них правильно.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость спорных объектов недвижимости, которая согласно заключению составила:
земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2013 года - 653 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2013 года - 8436 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 14 февраля 2014 года - 152 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 14 февраля 2014 года - 417 000 рублей.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 19 постановления от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Представитель административного истца согласился с правильностью выводов эксперта о размере рыночной стоимости принадлежащих ООО "Зевс+" земельных участков.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан доказательств об ином размере рыночной стоимости указанных объектов недвижимости не представлено.
По мнению суда, данное заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования оцениваемых объектов недвижимости, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
В пункте 24 Постановления от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной заключением N 3-014/17 от 16 февраля 2017 года эксперта ООО "Экспертно - консультационный центр "Оценщик" Т.М. Удод.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что ООО "Зевс+" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан, созданную приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года N П/20, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ... 25 августа 2016 года, а в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ... - 23 сентября 2016 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Принимая во внимание, что Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Республики Татарстан не является государственным органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, или государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в удовлетворении административного искового заявления к данному административному ответчику об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Зевс+" удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под расширение строительной базы) общей площадью 406 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 653000 рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственную базу) общей площадью 7044 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 8436 000 рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: трамвайные, автобусные, троллейбусные парки и депо) общей площадью 70 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 февраля 2014 года в размере 152 000 рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: трамвайные, автобусные, троллейбусные парки и депо) общей площадью 198 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 февраля 2014 года в размере 417 000 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором обществом с ограниченной ответственностью "Зевс+" подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ... считать 25 августа 2016 года, а в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ... - 23 сентября 2016 года.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Зевс+" к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 14 апреля 2017 года.
Судья Э.С. Каминский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.