Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Быстровой М.Г.
судей Сучковой Е.Г., Шиверской А.К.
при секретаре Варовой С.Л.
с участием прокурора Грековой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска, Потылицыну С.В. о признании недействительными распоряжения Администрации г. Красноярска о предоставлении земельного участка и договора его аренды
по апелляционным жалобам представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска Аксаментова Д.М., представителя Администрации г. Красноярска Васильевой Е.Ю., и Потылицына С.В.
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 05 сентября 2016г, которым постановлено:
"Признать недействительным распоряжение администрации Красноярска от "дата" года N " "данные изъяты".".
Признать недействительным договор аренды земельного участка N от "дата", заключенный между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска и Потылицыным С.В.".
Заслушав доклад судьи Быстровой М.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска (Департаменту горимущества), Потылицыну С.В. о признании недействительными распоряжения Администрации г. Красноярска о предоставлении Потылицыну С.В. земельного участка и заключенного с ним договора аренды этого земельного участка.
Требования мотивированы тем, что распоряжением Администрации г. Красноярска от "дата" Потылицыну С.В. как инвалиду согласовано предоставление земельного участка площадью 1218 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", что послужило основанием для заключения между Департаментом горимущества и Потылицыным С.В. договора аренды от "дата" о предоставлении ему этого земельного участка в аренду сроком на 20 лет (до "дата") без проведения торгов, в то время как Потылицын С.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит и в связи с этим право на получение земельного участка без проведения торгов не имеет.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционных жалобах представитель Департамента горимущества Аксаментов Д.М. и представитель Администрации г. Красноярска - Васильева Е.Ю просят это решение отменить в связи с неправильным применением (толкованием) норм материального права, указав, что земельный участок предоставлен Потылицыну С.В. как инвалиду для ведения садоводства, в то время как нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий подлежит учету только в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Кроме того, представитель Администрации г. Красноярска - Васильева Е.Ю в апелляционной жалобе указывает на необходимость отмены решения суда первой инстанции в связи с допущенными процессуальными нарушениями, поскольку суд первой инстанции не привлек к участию в деле Администрацию г. Красноярска, издавшую оспариваемое в рамках данного спора распоряжение, и не уведомил ее о дне судебного заседания, чем нарушил ее право на доступ к правосудию.
В апелляционной жалобе Потылицын С.В. также просит это решение отменить, ссылаясь на те же доводы, что изложены в апелляционной жалобе Департамента горимущества о том, что при предоставлении инвалиду земельного участка для ведения садоводства нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий учету не подлежит.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционных жалоб (п.1 ст. 327.1 ГПК РФ), выслушав объяснения представителя Департамента горимущества Аксаментова Д.М. и представителя Администрации г. Красноярска Васильевой Е.Ю., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, заключение прокурора Грековой Л.Р. о законности и обоснованности судебного решения, и полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, но не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что только те инвалиды, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида.
Из пунктов 3, 17 вышеуказанных Правил следует, что инвалиды обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства на основании заявления и справки об инвалидности, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Из содержания и смысла вышеприведенных норм Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" во взаимосвязи с изданными во исполнение этого закона "Правилами предоставления льгот инвалидам.." следует, что право инвалида на первоочередное предоставление земельного участка не является безусловным, а подлежит реализации при наличии его нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет, при этом нуждаемость в улучшении жилищных условий учитывается при решении вопроса о возможности предоставления инвалиду в первоочередном порядке, без проведения аукциона, земельного участка как для индивидуального жилищного строительства, так и для садоводства.
Таким образом, уполномоченный на то орган местного самоуправления может предоставить инвалиду земельный участок в первоочередном порядке без проведения аукциона лишь при наличии данных о постановке его или его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Потылицын С.В. является инвалидом.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от "дата" ему на основании его заявления в рамках исполнения ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" согласовано предоставление земельного участка площадью 1218 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"" с кадастровым номером "данные изъяты" в связи с чем "дата" между ним и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заключен договор аренды указанного земельного участка сроком на 20 лет (до 22.10.2035г).
Между тем, в судебном заседании установлено, что Потылицын С.В. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, с целью постановки на такой учет в установленном законом порядке не обращался.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что законных оснований для предоставления ему земельного участка без проведения торгов не имелось, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц исковые требования, признав недействительными распоряжение администрации Красноярска от "дата" N-недв "О "данные изъяты". земельного участка и заключенного с ним на основании этого распоряжения договора аренды этого земельного участка, заключенного "дата" между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска и Потылицыным С.В.
Доводы апелляционных жалоб о том, что нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий учитывается в качестве основания предоставления инвалиду земельного участка в первоочередном порядке, без проведения торгов, только в случае предоставления ему земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и не подлежит учету при предоставлении земельного участка для ведения садоводства, судебная коллегия признает не состоятельными, поскольку они основаны на неверном понимании норм материального права, правильно истолкованных и примененных судом первой инстанции.
Доводы представителя администрации г. Красноярска о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права в связи с непривлечением к участию в деле в качестве надлежащего ответчика Администрации города Красноярска и неизвещении ее о времени и месте судебного заседания по разрешению данного спора судебная коллегия также признает не состоятельными.
Так, в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 125, п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215 ГК РФ от имени публично - правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции.
Это же правило закреплено ст. ст. 48 и 53 ГПК РФ, согласно которым дела организаций в суде ведут их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо их представители.
Как установлено ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
В силу ч. ч. 1, 3 ст. 34 и ч.8 ст. 38 названного Федерального закона, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, при этом в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации
Согласно ст. 44 Устава города Красноярска Администрация г. Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, который возглавляет глава города, при этом в состав Администрации города входят также первый заместитель, заместители главы города и органы.
Перечень органов, входящих в структуру Администрации города Красноярска, утвержден решением Красноярского горсовета от 25 января 2006г. N В-166, в соответствии с которым в структуру администрации включен и Департамент муниципального имущества и земельных отношений.
Положением о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска (сокращенное наименование Департамент горимущества) МиЗО), утвержденным распоряжением Администрации г. Красноярска от 23 мая 2013 года N 110-р, установлено, что Департамент горимущества является органом Администрации г. Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными участками, является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, в пределах своей компетенции обеспечивает защиту имущественных прав собственника муниципального имущества при ведении дел в судах, осуществляя полномочия истца, ответчика либо третьего лица, а также утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выступает стороной по договору, представителем Администрации при совершении сделок с муниципальным имуществом, в том числе с земельными участками и представляет интересы Департамента по вопросам, отнесенным к его компетенции, в судебных и других органах при рассмотрении судебных дел (п.1, 2, 14, 25, 33, 49, 68)
Названным Положением также предусмотрено, что руководство деятельность этого Департамента осуществляет заместитель главы города - руководитель Департамента горимущества, который представляет администрацию города в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных и иных организациях по вопросам, входящим в ведение Департамента (п. 69, 71).
Принимая во внимание, что оспариваемое распоряжение от "дата" о предоставлении Потылицыну С.В. земельного участка издано и подписано от имени Администрации г. Красноярска руководителем Департамента горимущества в пределах своей компетенции, а также то, что договор аренды от "дата" в отношении этого же земельного участка также заключен и подписан руководителем Департамента горимущества в соответствии с его компетенцией, судебная коллегия приходит к выводу, что Департамент горимущества правомерно указан в качестве ответчика как орган Администрации г. Красноярска, представляющий ее по вопросам, отнесенным к его компетенции, который надлежаще уведомлялся о дне проведения судебного заседания и представитель которого принимал участие при разрешении данного спора, представляя тем самым Администрацию г. Красноярска.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Администрации г. Красноярска о непривлечении Администрации г. Красноярска к участию в деле судебная коллегия признает не состоятельными.
С учетом изложенного, в удовлетворении апелляционных жалоб следует отказать.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч.4. ст.330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 5 сентября 2016г оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска Аксаментова Д.М., представителя Администрации г. Красноярска Васильевой Е.Ю, и апелляционную жалобу Потылицына С. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.