Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Туровой Т.В.
судей Петрушиной Л.М., Тарараевой Т.С.
при секретаре Альбрант А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Петрушиной Л.М. гражданское дело по иску Нерощиной О.В. к администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края о признании незаконным отказа по продаже земельного участка, об обязании ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка
по апелляционной жалобе Нерощиной О.В.
на решение Манского районного суда Красноярского края от 09 ноября 2016 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нерощина О.В. обратилась в суд с иском, впоследствии уточненным, к администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края о признании незаконным отказа по продаже земельного участка, обязании ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка.
Требования мотивированы тем, что 06.07.2010 года между КУМИ Манского района Красноярского края и Нерощиной О.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 100 000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в границах указанных в кадастровом паспорте от 19.03.2010 года, срок аренды составил 10 лет. Земля передавалась в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Истец на протяжении всего срока аренды исправно уплачивала все платежи и использовала спорный участок по прямому назначению. Весной 2016 года Нерощина О.В. решилаоформить право собственности на спорный земельный участок, обратилась с соответствующим заявлением в администрацию Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края. После рассмотрения указанного заявления истец получила отказ от 24.05.2016 года N 176 со ссылкой на Закон Красноярского края от 02.12.2015 года N 9-3985 "О внесении изменений в законы края в области регулирования земельных отношений". По мнению администрации, таким правом обладают граждане, у кого земля находится в аренде для сельскохозяйственного производства, а Нерощиной О.В. предоставлялся земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. По мнению истца, указанный отказ является незаконным, нарушений по пользованию земельным участком в период аренды не имелось, с момента заключения договора аренды прошло более 5 лет. Изменения, на которые указывает ответчик в качестве обоснования отказа были внесены в закон в 2015 году, а правоотношения по пользованию участком возникли в 2010 году, в связи с чем не могут быть применены в данном случае. Просила признать незаконным отказ администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края по продаже земельного участка с кадастровым номером: N, площадью 100 000 кв.м. без проведения торгов незаконным; обязать администрацию Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края заключить с Нерощиной О.В. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: N, площадью 100 000 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", в границах указанных в кадастровом паспорте от 19.03.2010 года, установив цену в размере 15% от кадастровой стоимости.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Нерощина О.В. просит решение суда отменить в связи с нарушением судом норм материального права, ссылаясь на то, что в силу положений ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 4 ФЗ "О развитии сельского хозяйства", ст. 2 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство является видом сельскохозяйственного производства и включает в себя деятельность по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Таким образом, считает, что ею на предоставленном в аренду земельном участке осуществляется сельскохозяйственное производство как гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство. Просит удовлетворить заявленные требования с учетом того, что требования закона для приобретения спорного земельного участка в собственность за плату без проведения аукциона ею соблюдены.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате рассмотрения дела судом, проверив материалы дела, решение суда, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Нерощиной О.В. Талаленко М.Н., поддержавшего доводы жалобы, просившего решение суда отменить, а также представителя администрации МО "Первоманский сельсовет" Мирощенко Е.В., возражавшую против доводом апелляционной жалобы, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом решения.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, принял предусмотренные законом меры для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, полно и всесторонне проверил доводы сторон, и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Как следует из материалов дела, 06 07.2010 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Манского района Красноярского края (арендодателем) и Нерощиной О.В. (арендатором) заключен договор аренды земельного участка N 4-13, в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на срок с 06.07.2010 года по 05.07.2020 года земельный участок с кадастровым номером N, площадью 100 000 кв.м., место положение установлено от ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир опора ЛЭП с кадастровым номером N Участок находится примерно в 280 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: "адрес", в границах указанных в кадастровом паспорте (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 19.03.2010 года N 24ЗУ/10-66080.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 100 000 кв. м с кадастровым номером N N на государственный кадастровый учет поставлен 19.03.2010 года, разрешенное использование земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства". Сведения о правах на земельный участок отсутствуют.
15.02.2016 года Нерощина О.В. обратилась к адинистрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату арендуемый ею земельный участок с кадастровым номером N N площадь. 100 000 кв.м.
Письмом от 24.05.2016 года N176 администрация Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края сообщила Нерощиной О.В. о невозможности предоставления ей арендуемого ею спорного земельного участка в собственность за плату, в связи с тем, что законом Красноярского края от 02.12.2015 года N 9-3985 "О внесении изменений в законы края в области регулирования земельных отношений" продажа земельных участков без проведения аукциона, из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, при условии надлежащего использования такого земельного участка, осуществляется если земельный участок предназначен для ведения сельскохозяйственного производства.
Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался положениями ст.ст. 7, 36, 39.3, 77, 78, 79 ЗК РФ, п. 4 ст. 1, п.1 ст.6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и исходил из того, что возможность предоставления гражданину в собственность земельного участка за границами населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов нормами ЗК РФ не предусмотрена, а также из того, что земельный участок предоставлен Нерощиной О.В. для ведения личного подсобного хозяйства, а не для ведения сельскохозяйственного производства и отсутствия законных оснований на продажу спорного земельного участка без проведения торгов.
Судебная коллегия также не усматривает законных оснований для удовлетворения требований истца.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пункт 1 ст. 78 ЗК РФ определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных этим же пунктом.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Частями 4, 5, 6 указанной статьи Закона "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
В силу п. 3 ст. 15 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N7-2542 максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га.
Между тем, материалами дела установлено, что площадь спорного земельного участка, предоставленного Нерощиной О.В. в аренду, в соответствии с сведениям государственного кадастра недвижимости составляет 100 000 кв.м., то есть 10 га, что значительно превышает разрешенный максимальный размер, установленный Законом Красноярского края для земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, согласно подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ в редакции, действующей на момент оспариваемого решения органа местного самоуправления, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок является полевым, находится за пределами поселения, большая часть участка расположена на землях сенокошения отнесенных к сельхозугодиям.
Согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 года N537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Таким образом, установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения иска Нерощиной О.В. не представлено доказательств надлежащего использования ею предоставленного в аренду земельного участка в целях указанных в договоре и соответствующих его назначению и виду разрешенного использования.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулирует Закон "О личном подсобном хозяйстве", в статье 2 которого под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 2); личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2 ст. 2); сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (п. 3 ст. 2); реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 2).
Согласно статье 8 названного Закона учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Целью использования земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства является удовлетворение личных потребностей.
В данном случае имеется в виду, что такие земельные участки могут использоваться для производства продукции в личных целях, а не для производства и реализации такой продукции в рамках предпринимательской деятельности физического лица.
Именно такой документ, выдаваемый соответствующим органом местного самоуправления, является допустимым доказательством подтверждающим наличие и ведение истицей личного подсобного хозяйства.
Однако данного документа материалы дела не содержат, а представленные в материалы дела акты (л.д.36-38) не подтверждают надлежащего использования земельного участка в соответствии с его назначением и видом разрешенного использования.
Проверяя наличие оснований для приобретения истцом в собственность земельного участка с кадастровым номером N и находя правомерным отказ в его продаже, суд апелляционной инстанции также обращает внимание на недоказанность истцом того обстоятельства, что испрашиваемый земельный участок площадью 100 000 кв.м. необходим для ведения личного подсобного хозяйства, наличие и перечень которого не подтверждены.
Кроме того, как предусмотрено подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, в силу подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ гражданин вправе приобрести в аренду земельный участок за границами населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов.
Возможность предоставления гражданину в собственность без проведения торгов земельного участка за границами населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов нормами ЗК РФ не предусмотрена.
Таким образом, доводы жалобы не содержат фактов, которые и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Манского районного суда Красноярского края от 09 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Нерощиной О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Турова Т.В.
Судьи: Петрушина Л.М.
Тарараева Т.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.