Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
с участием представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью "ЕнисейРегион" Хасанова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-146/2017 по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "ЕнисейРегион" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕнисейРегион" (далее - ООО "ЕнисейРегион") обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, мотивируя тем, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N:113, расположенного по адресу: г. Красноярск, "адрес".
По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2011 года для указанного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 8 822 546 рублей 40 копеек.
По итогам независимой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером N:113, выполненной ООО "Инвент" и представленной в отчете N 1зу (учетный N ОЦ-1зу/7/01/17) от 27 января 2017 года, рыночная стоимость указанного земельного участка, по состоянию на 01 января 2011 года, составляет 2 468 000 рублей.
Отчёт N 1зу (учетный N ОЦ-1зу/7/01/17) от 27 января 2017 года получил положительное экспертное заключение N 8268 от 06 февраля 2017 года Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Деловой союз оценщиков".
Установление кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости нарушает права истца, поскольку ООО "ЕнисейРегион" является плательщиком арендной платы за пользование земельным участком, размер которой зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, 13 февраля 2017 года ООО "ЕнисейРегион" обратилось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, однако, уведомлением Комиссии от 14 февраля 2017 года N 143 заявление было возвращено в связи с истечением пятилетнего срока, предусмотренного ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N:113 в размере его рыночной стоимости 2 468 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.
Представитель административного истца ООО "ЕнисейРегион" Хасанов В.Н., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам.
В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Ляпина О.А., действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.
Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительство Красноярского края, администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра", Правительства Красноярского края, администрации города Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель ООО "ЕнисейРегион" Хасанов В.Н. не возражал.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года) результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).
В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.
По смыслу вышеприведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, вопросы соблюдения вышеуказанного пятилетнего срока на обращение в суд, причины пропуска этого срока, а также вопрос о применении последствий несоблюдения указанного срока подлежат обсуждению судом независимо от того ссылались ли на это обстоятельство административные ответчики и заинтересованные лица. При этом срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен только при условии, что по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости. Между тем, само по себе невнесение в государственный кадастр недвижимости по истечении установленного законом периода проведения государственной кадастровой оценки очередных результатов определения кадастровой стоимости, не является безусловным основанием для восстановления срока.
Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка от 23 сентября 2009 года N 1668 и акта приема-передачи земельный участок общей площадью 1460 кв.м с кадастровым номером N:113, расположенный по адресу: г г. Красноярск, "адрес" передан Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска ООО "ЕнисейРегион" в аренду с 24 апреля 2009 года по 23 апреля 2012 года (три года) (л.д. 8-16).
Дополнительными соглашениями от 02 апреля 2013 года N 1692 и от 31 мая 2016 года N 3562 к договору аренды земельного участка от 23 сентября 2009 года N 1668 срок действия договора аренды продлен по 23 апреля 2018 года (л.д. 17-20).
По условиям указанного договора аренды и дополнительных соглашений к нему, административный истец обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка.
Согласно выписке из ЕГРП о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 января 2017 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N:113 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 8 822 546 рублей 40 копеек (л.д. 21).
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края".
Сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 27 января 2012 года (л.д. 21).
На момент обращения в суд и до настоящего времени в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, а также иные сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик земельного участка, которые повлекли бы изменение его кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах пятилетний срок на обращение с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости истек 27 января 2017 года, соответственно, заявление могло быть подано в суд не позднее указанной даты.
13 февраля 2017 года (вх. N 5093) ООО "ЕнисейРегион" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21 ноября 2011 года N 453 с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N:113 с приложением необходимых для этого документов (л.д. 22).
Уведомлением Комиссии от 14 февраля 2017 года N 143 заявление ООО "ЕнисейРегион" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости было возвращено в связи с истечением пятилетнего срока, предусмотренного ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
16 февраля 2017 года ООО "ЕнисейРегион" обратилось в Красноярский краевой суд с заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка, т.е. по истечении пятилетнего срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ходатайствуя о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, представитель административного истца Хасанов В.Н. в качестве причины пропуска срока указал на то, что в 2015 году при продлении договора аренды земельного участка со стороны администрации г. Красноярска было пояснено, что в 2016 году будет осуществлена очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов. В связи с денежными трудностями ООО "ЕнисейРегион" было принято решение не оспаривать кадастровую стоимость до проведения очередной оценки, которая до настоящего времени не проведена и, по имеющейся информации, не будет проводиться до 2020 года.
Между тем, вышеуказанные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока, поскольку сами по себе не препятствовали ООО "ЕнисейРегион" обратиться в суд до 27 января 2017 года.
Учитывая, что административным истцом без уважительных причин пропущен срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и оснований для восстановления этого срока не имеется, суд полагает в удовлетворении административного иска отказать.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных данным Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Общества ограниченной ответственностью "ЕнисейРегион" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N:113, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: размещение здания автомобильного сервиса; общей площадью 1 460 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, "адрес" - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 29 марта 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.