Судья Красноярского краевого суда Ерофеев А.И. рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе защитника Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска Эстерле К.Р. на решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 17 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ в отношении Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России "Красноярское" от 29 декабря 2016 года Департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска привлечен к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Из постановления следует, что Департаментом городского хозяйства администрации г.Красноярска не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и дорожных сооружений на участках дорог в г.Красноярске, допущены нарушения требований ГОСТ 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования". На улицах, указанных в постановлении, отсутствуют стационарное электрическое освещение, ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа. Подробно обстоятельства правонарушения отражены в постановлении.
Решением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 17 февраля 2017 года постановление изменено, размер административного штрафа, назначенного Департаменту городского хозяйства администрации г.Красноярска, снижен до 150000 рублей. В остальном постановление оставлено без изменения.
В жалобе, с которой обратилась в Красноярский краевой суд в соответствии с положениями ст.ст. 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, защитник Эстерле К.Р. просит решение суда отменить, указывая, что вина Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска в ненадлежащем содержании дорог отсутствует. Департамент не является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку содержанием дорог в г.Красноярске занимается Муниципальное казенное учреждение г.Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры, благоустройства", (МКУ "УДИБ"), которое наделано необходимыми полномочиями и получает бюджетные средства, в чем заключается вина Департамента в решении суда не описано.
Представитель Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска, в краевой суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлено, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Рассмотрев жалобу, выслушав представителя МУ МВД России "Красноярское" Панкратова Д.Е., полагавшего жалобу необоснованной, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", предусмотрены правила к остановочным пунктам, освещению и иным элементам дороги.
То обстоятельство, что по состоянию на 05 декабря 2016 года на указанных в постановлении улицах в г.Красноярске имелись указанные в постановлении нарушения, не оспаривается в жалобе и подтверждается актом выявленных недостатков, протоколом об административном правонарушении и иными доказательствами.
При этом, доводы рассматриваемой жалобы об отсутствии в правонарушении вины Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска, несостоятельны и основанием к отмене постановления по делу и решения суда являться не могут.
Как это установлено ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Статьей 12 данного Закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктами 6, 7 и 12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 7 Устава города Красноярска, утвержденного решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62 определено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 01.07.2011 N 84-р, Департамент является органом администрации города Красноярска, созданным в целях обеспечения экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса города и проведения политики города в сфере энергосбережения, обеспечения энергоресурсами жилищного фонда, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета города, а также водоснабжения, водоотведения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Согласно п.2.5 Положения, одной из задач деятельности Департамента является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организации благоустройства и озеленения территории города, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Красноярска Департамент: организует и координирует работу по капитальному ремонту и ремонту, содержанию улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства; осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Красноярска в соответствии с действующим законодательством (п.п. 3.3.1, 3.3.4 Положения).
Осуществление хозяйственной деятельности в области содержания дорог МКУ г.Красноярска "УДИБ" не освобождает Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска от исполнения основанных на приведенных выше положениях нормативных актов обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, по надлежащему контролю в данной области.
Поскольку данные обязанности Департаментом городского хозяйства администрации г.Красноярска исполнялись не надлежаще, что достоверно установлено в рамках производства по настоящему делу, Департамент правомерно привлечен к административной ответственности, доводы об отсутствии вины юридического лица несостоятельны. Департамент городского хозяйства является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Вместе с тем, постановление и решение подлежат изменению по следующим основаниям.
Статьей 1.7 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку Федеральным законом от 07 марта 2017 года N 26-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", действующим с 18 марта 2017 года, в отношении юридических лиц смягчено наказание в виде штрафа, в связи с чем, а также, учитывая положения ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, постановление государственного инспектора и решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска подлежат изменению, действия Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска следует переквалифицировать на ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в редакции Федеральным законом от 07 марта 2017 года N 26-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В остальной части указанные решения изменению не подлежат. Установленный КоАП РФ порядок привлечения юридического лица к ответственности в ходе производства по делу не нарушен.
Постановление по делу об административном правонарушении по форме и содержанию в полной мере отвечает положениям ст.29.10 КоАП РФ, в том числе и в части описания обстоятельств правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 17 февраля 2017 года и постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России "Красноярское" от 29 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска изменить: переквалифицировать действия Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска на ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в редакции Федеральным законом от 07 марта 2017 года N 26-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", по которой назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
В остальной части постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставить без изменения, жалобу защитника Эстерле К.Р. - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда А.И. Ерофеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.