Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Беляевской О.Я. и Романовой Л.В.
при секретаре: Евдокимовой О.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 октября 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению Магарко ФИО10 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, третье лицо: Государственное учреждение здравоохранения Республики Крым "РКБ им. Н.А. Семашко", заместитель начальника управления ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Симферополе Зинченко ФИО11 об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Магарко ФИО10 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением указав, что Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. N ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях". По аналогичным основаниям истцу отказано решением 13.04.2016г. N при повторном обращении к ответчику с заявлением. Полагая действия пенсионного органа незаконными Магарко ФИО10 просил отменить решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. N и от ДД.ММ.ГГГГ. N, протоколы заседаний Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ., и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Магарко ФИО10 удовлетворены частично.
Признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от 24.07.2015г. N166 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Магарко ФИО10 в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" и пп.2 п.1 ст.30 N400-ФЗ.
Признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от 13.04.2016г. N oб отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Магарко ФИО10 в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации"
Признан незаконным и отменен протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27.04.2015г.
Признан незаконным и отменен протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 11.04.2016г. N.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Магарко ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении трудовой пенсии.
В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчиком государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме.
В качестве доводов апеллянт указал, что судом неправильно применены нормы материального права, в расчет льготного стажа работы не включены периоды не подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с Постановлением Правительства РФ N "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно: курсы повышения квалификации без отрыва от производства и с отрывом от производства.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
Судам апелляционной инстанции необходимо учитывать, что интересам законности не отвечает, в частности, применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Судебная коллегия считает необходимым в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме по требованию истца о включении в подсчет специального стажа оспариваемых периодов работы и назначении пенсии, учитывая характер спорных правоотношений, связанных с социальными гарантиями государства в сфере пенсионного обеспечения, пояснения представителя истца в суде апелляционной инстанции о необходимости разрешения вопроса о назначении пенсии.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что истец впервые обратился 25.04.2015г. и повторно 04.12.2015г. в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении трудовой пенсии по возрасту в соответствии со стажем, дающим право на назначение досрочной пенсии по п.п. 20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
На заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 27.04.2015г. рассмотрено заявление Магарко ФИО10 относительно назначения досрочной пенсии по п.п. 20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации". Решением ответчика ДД.ММ.ГГГГ. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В решении указывается, что льготный стаж составляет 19 лет 10 месяцев. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не вошел в расчет льготного стажа.
На заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 11.04.2016г. рассмотрено заявление Магарко ФИО10 относительно назначения досрочной пенсии по п.п. 20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации". Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В решении указывается, что льготный стаж составляет 19 лет 10 месяцев. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не вошел в расчет льготного стажа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N, а именно: курсы повышения квалификации без отрыва/с отрывом от производства.
Разрешая спор, руководствуясь нормами ст.30 Закона N 400-ФЗ, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, суд первой инстанции пришел к выводу, что решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. N и от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 N400-ФЗ подлежит отмене как незаконное, указав при этом, что заявление истца о назначении трудовой пенсии подлежит повторному рассмотрению, поскольку требования обязать ответчика включить спорные периоды в трудовой стаж и назначить пенсию по мнению суда первой инстанции относится к исключительной компетенции ответчика.
Судебная коллегия находит выводы суда в части незаконности принятых пенсионным органом решений об отказе в назначении пенсии, правомерными и построенными в соответствии с нормами материального и процессуального права.
С 01.01.2015 действует Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"(далее - Закон N 400-ФЗ), которым установлены условия назначения страховой пенсии по старости: право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 13 названного Закона периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, предусмотрено, что право на назначение пенсии за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Правила).
В силу подпункта "б" пункта 5 данных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее - Перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, предусмотрено право на включение в подсчет специального стажа в названном льготном исчислении для врачей анестезиологов-реаниматологов (врачей анестезиологов-реаниматоров) отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 декабря 2013 года N 2064-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Так, пункт постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшего в период работы Магарко ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности врача анестезиолога-реаниматолога Центральной больницы; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности врача анестезиолога-реаниматолога родильного дома; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности врача-интерна анестезиолого-реанимационного отделения Республиканской клинической больницы им.Семашко, предусматривал, в частности, льготное исчисление стажа (один год и шесть месяцев за один год работы) для врачей анестезиологов-реаниматологов отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
Такое же исчисление специального стажа предусматривалось для врачей анестезиологов-реаниматологов отделений анестезиологии-реанимации, отделений реанимации и интенсивной терапии Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 (пункт 3). Названные Правила действовали в период работы Магарко ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ? в должности врача-анестезиолога анестезиологического отделения Республиканской клинической больницы им.Семашко; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ? в должности врача- анестезиолога отделения анестезиологии с палатами интенсивной терапии Республиканской клинической больницы им.Семашко; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ ? в должности врача-анестезиолога в анестезиологическом отделении с палатами интенсивной терапии.
Доводы ответчика об отсутствии тождественности должностей в которых осуществлял свою деятельность истец, с должностями предусмотренными законодательством при назначении льготной пенсии судебной коллегией признаются несостоятельными по следующим основаниям.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01.12.2003г. N 80 "Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения", установлено тождество наименований структурного подразделения "общая анестезиология и реанимация с искусственным кровообращением" наименованию структурного подразделения "анестезиологии - реанимации", наименований структурных подразделений "общая реанимация и интенсивная терапия" наименованию структурного подразделения "реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений", предусмотренным Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N 781, с учетом положений, предусмотренных п. 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит верными выводы Киевского районного суда города Симферополя об обоснованности требований истца о включении перечисленных периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении, как один год и шесть месяцев за один год такой работы.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЭ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). (п. 16)
Характер выполняемой истцом работы и его функциональные обязанности по должности подтверждены представленными в материалы дела справками работодателя, уточняющими характер работ, Положениями об отделении, должностными обязанностями.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 года, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 года) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1,8 9, 14, 16 названного Положения).
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, в том числе врачами анестезиологами-реаниматологами, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Согласно записям в трудовой книжке и справке об особых условиях труда от ДД.ММ.ГГГГ Магарко ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал врачом - интерном по анестезиологии в анастезиолого - реанимационном отделении Крымской областной больницы им. Н.А. Семашко, следовательно, выполнял функциональные обязанности врача анестезиолога реаниматолога при прохождении им интернатуры.
Период работы Магарко ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача - анестезиолога отделения анестезиологии с палатами интенсивной терапии Центра анестезиологии с палатами интенсивной терапии Крымского республиканского учреждения "Клиническое территориальное медицинское объединение "Университетская клиника" подлежит включению в стаж работы также в льготном исчислении как 0 лет 4 месяца 15 дней. Поскольку должность и учреждение связаны с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населению.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела также, что Магарко ФИО10 находился на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенное подтверждается справкой работодателя, подтверждающей условия работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки
Положениями статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 августа 2001 года N 314 "О порядке получения квалифицированных категорий" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным и подлежат включению в стаж, поскольку за работником в указанный период сохраняется место работы, и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе страховые взносы.
С учетом положений пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьи 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принимая во внимание, что повышение квалификации являлось обязательным, на курсы истец направлен работодателем, а также то, что истец занимал должности - врача - анестезиолога отделения нейро-анестезиологии с палатами интенсивной терапии стационара, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж льготном исчислении.
Доводы жалобы ответчика о несогласии с зачетом в специальный стаж периода нахождения истца на курсах повышения квалификации отклоняются как основанные на неверном толковании закона.
Давая оценку выводам суда первой инстанции о необоснованности исковых требований Магарко ФИО10 в части обязания ответчика назначить пенсию с ссылкой на отнесение решения данных вопросов на исключительную компетенцию пенсионного органа, судебная коллегия приходит к следующему.
Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Свобода выбора способа защиты в полной мере соответствует основным началам гражданского законодательства, согласно которым гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (статьи 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту
Неотъемлемой частью судебной защиты прав и свобод человека является возможность восстановления нарушенных прав и свобод человека, правомерность требований которых установлена в надлежащей судебной процедуре и формализована в судебном решении. Это предполагает также и наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать данное право в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, что согласуется со статьей 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При таких обстоятельствах, выводы суда об исключительной компетенции пенсионного органа рассмотрения вопросов пенсионных прав граждан, являются противоречащими нормам материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит необходимым решения суда первой инстанции в части отказа в назначении пенсии отменить, с вынесением нового решения об удовлетворении указанных требований.
В силу п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии" постановленообратить внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
Необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что истец первоначально обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан на ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом учтены в календарном исчислении периоды его работы 18 лет 10 месяцев 5 дней.
Исходя из учтенных судом периодов курсов повышения квалификации 5 месяцев 5 дней, стаж работы истца в календарном исчислении на ДД.ММ.ГГГГ составляет 19 лет 3 месяца 10 дней.
Поскольку материалами дела установлено, что стаж работы истца подлежит льготному исчислению, как 1 года и шесть месяцев за один год такой работы, то на период 1 января 2015 года у истца отсутствовал необходимый медицинский стаж для назначения льготной пенсии 30 лет, поскольку стаж его работы в льготном исчислении составил 29 лет 11 месяцев(19-3-10 как 1 год 6 мес.=29-11-0).
В связи с тем, что на момент обращения 25 апреля 2015года истец уже имел необходимый для назначения по льготным основаниям стаж работы, судебная коллегия считает необходимым обязать пенсионный орган назначить Магарко ФИО10 пенсию с момента возникновения на нее права до первоначального обращения в пенсионный орган.
Учитывая, что истец не обращался в пенсионный орган за назначением пенсии до 01.01.2015 года, доводы его искового заявления о назначении пенсии именно с указанной даты, противоречат нормам материального права.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в случае удовлетворения требований гражданина, понесенные им по делу судебные расходы (в том числе уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Учитывая, что при подаче иска истцом оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, судебная коллегия считает необходимым, возместить истцу понесенные им издержки взыскав с ответчика 300 рублей, в счет возмещения расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 октября 2016 года отменить в части отказа в назначении пенсии, вынести в указанной части новое решение.
Обязать Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь Республики Крым включить в подсчет специального стажа Магарко ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности врача анестезиолога-реаниматолога Центральной больницы; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности врача анестезиолога-реаниматолога родильного дома; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности врача-интерна анестезиолого-реанимационного отделения Республиканской клинической больницы им.Семашко; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности врача-анестезиолога анестезиологического отделения Республиканской клинической больницы им.Семашко; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности врача- анестезиолога отделения анестезиологии с палатами интенсивной терапии Республиканской клинической больницы им.Семашко; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - в должности врача-анестезиолога в анестезиологическом отделении с палатами интенсивной терапии в льготном исчислении как 1 год и шесть месяцев за один год такой работы, с учетом включенных судом периодов нахождения на курсах повышения квалификации и назначить ему пенсию с момента возникновения на нее права.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь Республики Крым в пользу Магарко ФИО10 сумму государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.