Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Кураповой З.И.,
судей Мостовенко Н.Р., Тимошенко Е.Г.,
при секретаре Слабун О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым в Красногвардейском районе от 17 февраля 2016 г.,
по апелляционной жалобе Федяева С.В. на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 3 ноября 2016 г., которым в удовлетворении заявленных требований Федяева С.В. отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., Федяева С.В., его представителя Трутько Д.В. и представителя МВД по Республике Крым Крипак Е.В., судебная коллегия
установила:
Федяев С.В. обратился в Красногвардейский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В обоснование указал, что с 31 августа 1993 г. по 2015 год он был зарегистрирован по адресу: "адрес".
12 января 2016 г. его супруга, Федяева Т.В. обратилась в Отдел УФМС России по Республике Крым в Красногвардейском районе с заявлением о регистрации Федяева С.В. по адресу: "адрес".
26 января 2016 г. в адрес Федяевой Т.В. поступил ответ Отдела УФМС России по Республике Крым в Красногвардейском районе, согласно которого отказано в регистрации Федяева С.В. по вышеназванному адресу в связи с тем, что данный дом не сдан в эксплуатацию.
10 февраля 2016 г. Федяев С.В. обратился в Отдел УФМС России по Республике Крым в Красногвардейском районе с заявлением о регистрации по вышеуказанному адресу, приложив соответствующие документы.
29 февраля 2016 г. получен ответ Отдела УФМС России по Республике Крым в Красногвардейском районе от 17 февраля 2017 г., согласно которого Федяеву С.В. отказано в регистрации по вышеназванному адресу, поскольку не был предоставлен кадастровый паспорт данного объекта, который является подтверждающим документом создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Полагая, что указанное решение является незаконным, Федяев С.В. обратился в суд.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 3 ноября 2016 г. в удовлетворении заявленных требований Федяева С.В. отказано.
В апелляционной жалобе Федяев С.В. ставит вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в настоящее время дом по указанному адресу практически готов для сдачи в эксплуатацию, однако для окончания его строительства у семьи отсутствует финансовая возможность. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что Федяев С.В. предоставил административному ответчику не полный пакет документов для его регистрации, в суд первой инстанции не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Федяев С.В. и его представителя Трутько Д.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель МВД по Республике Крым от 22 декабря 2016 г., Крипак Е.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав Федяева С.В., его представителя Трутько Д.В. и представителя МВД по Республике Крым Крипак Е.В., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, 17 января 2002 г. Федяевой Т.В., на основании договора купли-продажи, приобретен недостроенный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", АРК.
Согласно п. 7 названного Договора покупатель обязуется выполнить все обязательства застройщика, достроить жилой дом в соответствии с разрешением на выполнение работ и генпланом строительства и после возведения сдать жилой дом в эксплуатацию в установленном порядке.
10 февраля 2016 г. Федяева Т.В. обратилась в Отдел УФМС России по Республике Крым в Красногвардейском районе с заявлением о регистрации Федяева С.В. по адресу: "адрес".
Письмом Отдела УФМС России по Республике Крым в Красногвардейском районе от 17 февраля 2017 г. NМС-018/606 Федяевой Т.В. дан ответ, согласно которого Федяеву С.В. отказано в регистрации по адресу: "адрес". Из содержания данного письма усматривается, что причиной отказа в регистрации послужило то обстоятельство, что дом по вышеназванному адресу является объектом незавершенного строительства, регистрация по месту проживания в данном объекте недвижимости не основана на нормах действующего законодательства.
Полагая, что указанное заключение являются незаконным, Федяев С.В. обратился в суд.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с п. 16 Правил (в редакции на день рассмотрения заявления), гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Согласно п. 17 Правил (в редакции на день рассмотрения заявления), лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Частью 2 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Из материалов дела усматривается, что на момент обращения в Отдел УФМС России по Республике Крым в Красногвардейском районе с заявлением о регистрации Федяева С.В. по адресу: "адрес", дом по указанному адресу в установленном законом порядке жилым помещением признан не был.
Указанное обстоятельство не оспаривается административным истцом.
В качестве документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение, административным истцом представлен договор купли-продажи недостроенного жилого дома от 17 января 2002 г. Однако, указанный дом является объектом незавершенного строительства и не сдан в эксплуатацию. Право собственности на него, как на созданный объект недвижимого имущества в установленном законом порядке не признано.
Таким образом, регистрация Федяева С.В. в вышеуказанном доме противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Федяева С.В.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам административного дела.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат оснований, предусмотренных процессуальным законодательством для отмены или изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 3 ноября 2016 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий З.И. Курапова
Судьи Н.Р. Мостовенко
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.