Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Васильевой А.В., с участием прокурора Прокуратуры Республики Бурятия Болдоевой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Будуева Н.Р. к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании недействующим нормативного правового акта - Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015г. N 2/124 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14",
УСТАНОВИЛ:
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее также - РСТ Республики Бурятия) от 30 ноября 2015г. N2/124 установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14 (далее - ПАО "ТГК-14"). Приказ опубликован на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 04 декабря 2015г.
Приложением N1 к приказу утвержден одноставочный тариф для потребителей без дифференциации тарифов по схеме подключения с календарной разбивокой: 1 полугодие 2016г. - 1532,2 руб./Гкал; 2 полугодие 2016г. - 1576,63 руб./Гкал; 1 полугодие 2017г. - 1579,63 руб./Гкал; 2 полугодие 2017г. - 1627,76 руб./Гкал; 1 полугодие 2018г. - 1627,76 руб./Гкал; 2 полугодие 2018г. - 1673,13 руб./Гкал; а также утвержден размер тарифа для населения (с учетом НДС): 1 полугодие 2016г. - 1808,0 руб./Гкал; 2 полугодие 2016г. - 1860,43 руб./Гкал; 1 полугодие 2017г. - 1860,43 руб./Гкал; 2 полугодие 2017г. - 1920,75 руб./Гкал; 1 полугодие 2018г. - 1920,75 руб./Гкал; 2 полугодие 2018г. - 1974,30 руб./Гкал.
Приложением N2 к приказу утверждены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.
Приказом РСТ Республики Бурятия N2/139 от 25 декабря 2015г. (опубликован на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 30 декабря 2015г.) приложения N1 и N2 Приказа от 30 ноября 2015г. N2/124 изложены в новой редакции. Для потребителей тариф установлен в следующем размере: 1 полугодие 2016г. - 1532,2 руб./Гкал; 2 полугодие 2016г. - 1582,54 руб./Гкал; 1 полугодие 2017г. - 1582,54 руб./Гкал; 2 полугодие 2017г. - 1627,38 руб./Гкал; 1 полугодие 2018г. - 1627,38 руб./Гкал; 2 полугодие 2018г. - 1676,81 руб./Гкал. Для населения (с учетом НДС) тариф установлен в следующем размере: 1 полугодие 2016г. - 1808,0 руб./Гкал; 2 полугодие 2016г. - 1867,40 руб./Гкал; 1 полугодие 2017г. - 1867,40 руб./Гкал; 2 полугодие 2017г. - 1920,31 руб./Гкал; 1 полугодие 2018г. - 1920,31 руб./Гкал; 2 полугодие 2018г. - 1978,64 руб./Гкал.
Приказом РСТ Республики Бурятия N2/16 от 24 марта 2016г. (опубликован на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 30 марта 2016г.) приложение N1 к приказу от 30 ноября 2015г. N2/124 изложено в новой редакции: для потребителей тариф установлен в следующем размере: 1 полугодие 2016г. - 1532,20 руб./Гкал; 2 полугодие 2016г. - 1582,54 руб./Гкал; 1 полугодие 2017г. - 1582,54 руб./Гкал; 2 полугодие 2017г. - 1630,89 руб./Гкал; 1 полугодие 2018г. - 1630,89 руб./Гкал; 2 полугодие 2018г. - 1679, руб./Гкал. Для населения (с учетом НДС): 1 полугодие 2016г. - 1808,0 руб./Гкал; 2 полугодие 2016г. - 1867,40 руб./Гкал; 1 полугодие 2017г. - 1867,40 руб./Гкал; 2 полугодие 2017г. - 1924,45 руб./Гкал; 1 полугодие 2018г. - 1924,45 руб./Гкал; 2 полугодие 2018г. - 1982,15 руб./Гкал.
На момент рассмотрения дела оспариваемый приказ действует в редакции Приказа РСТ Республики Бурятия N2/139 от 16 декабря 2016г. (опубликован на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 20 декабря 2016г.), которым скорректирован размер тарифа на 2017-2018 годы. В соответствии с приложением N1 к приказу для потребителей тариф установлен в следующем размере: 1 полугодие 2016г. - 1532,20 руб./Гкал; 2 полугодие 2016г. - 1582,54 руб./Гкал; 1 полугодие 2017г. - 1582,54 руб./Гкал; 2 полугодие 2017г. - 1582,54 руб./Гкал; 1 полугодие 2018г. - 1582,54 руб./Гкал; 2 полугодие 2018г. - 1597,74 руб./Гкал. Для населения (с учетом НДС): 1 полугодие 2016г. - 1808,0 руб./Гкал; 2 полугодие 2016г. - 1867,40 руб./Гкал; 1 полугодие 2017г. - 1867,40 руб./Гкал; 2 полугодие 2017г. - 1867,40 руб./Гкал; 1 полугодие 2018г. - 1867,40 руб./Гкал; 2 полугодие 2018г. - 1885,33 руб./Гкал.
Будуев Н.Р. обратился с административным иском, требования по которому уточнил в ходе рассмотрения дела, о признании не соответствующим закону и недействующим данного приказа в редакции приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2015г. N2/139, от 24 марта 2016г. N2/16, от 16 декабря 2016г. N2/139.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что проживает в " ... " и является потребителем предоставляемой ПАО "ТГК-14" коммунальной услуги по теплоснабжению. Установленный РСТ Республики Бурятия размер тарифа за тепло является завышенным, не отвечает принципу экономической обоснованности, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При установлении тарифа коллегия РСТ Республики Бурятия без экономического и нормативного обоснования увеличила часть затрат ПАО "ТГК-14" по сравнению с предложением регулируемой организации. Комиссией было принято решение об установлении долгосрочных параметров регулирования, с распространение тарифа на всю Республику Бурятия, тарифы носят усредненный характер за счет перераспределения нагрузки разных категорий граждан, проживающих в различный районах республики. Размер тарифа принят без учета предельных максимальных тарифов, установленных Приказом ФАС России от 12 ноября 2015г. N1086/15.
В связи с изложенным административный истец просил признать приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015г. N 2/124 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" недействующим.
В судебном заседании действующий на основании доверенности представитель административного истца адвокат Скляров Д.Н. поддержал заявленные требования, с учетом заявленных в ходе рассмотрения дела уточнений просил признать недействующим приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015г. N 2/124 в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, указав дополнительно, что органом регулирования неоднократно по собственной инициативе вносились изменения и корректировки в оспариваемый приказ с изменением ранее установленного размера тарифа, что действующим законодательством не предусмотрено.
Действующий на основании доверенности представитель административного ответчика - Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Сулаев А.Н. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ принят в установленном порядке органом, к чьей компетенции это относится, не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов заявителя. Регулирующим органом была проведена в порядке пункта 28 Правил регулирования цен (тарифов) экспертиза поступившего предложения ПАО "ТГК-14", в результате которой были скорректированы затраты ПАО "ТГК-14" на производство тепла. Внесение изменений в приказ 25 декабря 2015г. было связано с необходимостью устранить допущенные арифметические и технические ошибки, 16 марта 2016г. изменения были внесены в связи с необходимостью привести размер тарифа в соответствие с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, 20 декабря 2016г. был скорректирован тариф на 2017-2018г.г. в соответствии с п.52 Основ ценообразования.
Административный истец Будуев Н.Р., представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ПАО "Территориальная генерирующая компания N14 (далее - ПАО "ТГК-14"), в судебное заседание, о времени и месте которого были извещены надлежащим образом, не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заключение прокурора Прокуратуры Республики Бурятия Болдоевой Э.В., указавшей об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с созданием, функционированием и развитием систем теплоснабжения, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания, Приказ ФСТ от 13 июня 2013 г. N760-э). Также процедуру принятия органами регулирования решений по вопросам, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определяет Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 N 163.
Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям подлежит государственному регулированию уполномоченным органом государственной власти (подпункт 4 пункта 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют полномочия по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 03 февраля 2005г. N29, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия (далее - субъекты регулирования), а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
Оспариваемый нормативный правовой акт и изменения к нему приняты РСТ Республики Бурятия в пределах предоставленных полномочий. Процедура принятия регулирующим органом была соблюдена: по предложению регулируемой организации было открыто дело об установлении цен (тарифов), проведена экспертиза предложения об установлении тарифа (п.28 Правил регулирования цен), решение об установлении тарифа принято в соответствии с п.30 Правил органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования, нормативные акты опубликованы в порядке, установленном статьей 4 Закона Республики Бурятия N47-I от 26 октября 1994 г. и Указом Главы Республики Бурятия от 23 августа 2013г. N180 "Об утверждении Порядка размещения (опубликования) нормативных правовых актов Республики Бурятия на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия в информационно-коммуникационной сети Интернет (www.egov-buryatia.ru), на официальном Интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)".
В соответствии со статьей 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечения открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, осуществления государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов (п. 13 Правил). Согласно п. 15 Правил предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. Документы и материалы, которые необходимо приобщить к заявлению об установлении цен (тарифов), указаны в п. 16 Правил.
В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования цен орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое наряду с заключением, представленным по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Указанное экспертное заключение органа регулирования должно соответствовать требованиям, установленным п. 29 Правил.
В силу пункта 30 Правил решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).
Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (п. 31 Правил).
Пунктом 32 Правил установлены требования к протоколу заседания правления (коллегии) органа регулирования, который является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов), который должен содержать основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования, в том числе протокол должен содержать основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.
Как следует из материалов дела, 29 апреля 2015г. в РСТ Республики Бурятия с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией для потребителей МО г.Улан-Удэ на долгосрочный период 2016-2018 г.г., обратилось ОАО "ТГК-14" (в настоящее время - ПАО "ТГК-14"), представив приложение в 26 томах на 10185 листах
Как следует из заявления, организацией в качестве метода регулирования был предложен метод индексации установленных тарифов (на 2016 г. - метод экономически обоснованных расходов (затрат)). При этом было предложено установить тариф на 2016г. - 2785,10 руб./Гкал, на 2017 г. - 2559,90 руб./Гкал., на 2018г. - 2548,28 руб./Гкал.
В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования цен экспертом Ж. подготовлено экспертное заключение, в котором, вопреки доводам административного истца, ряд расходов, которые ПАО "ТГК-14" предлагало включить в расчет тарифов, исключены или уменьшены как экономически необоснованные.
30 ноября 2015г. состоялось заседание коллегии РСТ Республики Бурятия, на котором был принят оспариваемый приказ N2/124.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 25 декабря 2015г. N 2/139, принятым на заседании коллегии, внесены изменения в приказ РСТ РБ от 30 ноября 2015 г. N 2/124. Как следует из текста протокола заседания коллегии, основанием для внесения изменений в Приказ РСТ РБ от 30 ноября 2015 N2/124 явилась арифметическая ошибка при расчете тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям. При этом Приложение к протоколу заседания коллегии РСТ РБ от 30 ноября 2015 N2/124 изложено согласно приложению к протоколу от 25 декабря 2015 N2/139.
Как следует из представленных экспертных заключений по установлению тарифов и внесению в них изменений, объем полезного отпуска по городу Улан-Удэ определялся из показателей, указанных в таблице N 4 экспертного заключения в размере 2331380,5 Гкал., в связи с чем при определении тарифов на тепловую энергию (мощность) необходимо было использовать аналогичные показатели полезного отпуска.
Как пояснил представитель РСТ Республики Бурятия, основанием для внесения изменений в приказ РСТ Республики Бурятия от 30 ноября 2015г. N2/124 явилась арифметическая ошибка, выразившаяся в том, что регулирующим органом не были учтены первоначальные показатели расчетного периода регулирования, учтенные при подготовке экспертного заключения, основанного в свою очередь на документах, представленных регулируемой организацией. При этом экономическая обоснованность, изначально определенная органом регулирования тарифов, подтверждена представленным экспертным заключением.
Приказом РСТ Республики Бурятия N2/16 от 24 марта приложение N1 к приказу РСТ Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N 2/124, которым был установлен размер тарифов, изложены в новой редакции.
Как следует из протокола заседания Коллегии РСТ Республики Бурятия от 24 марта 2016 года, основанием для этого послужило то, что приказом ФАС России от 03 марта 2016 г. N211/16 было отказано в согласовании решения Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии ПАО "ТГК-14" на 2016г. на уровне ниже утвержденных предельных минимальных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки, установленных Приказом ФАС России от 12 ноября 2015 года N1086/15.
Указанный тариф, установленный в целях разделения затрат на производство тепловой и электрической энергии приказом РСТ Республики Бурятия от 30 ноября 2015г. N2/119 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" ("Генерация Бурятии" Улан-Удэнская ТЭЦ-1)", был применен регулирующим органом также при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "ТГК-14". Несогласование ФАС России данного вида тарифа на уровне ниже утвержденных предельных минимальных уровней тарифов на тепловую энергию в свою очередь повлекло необходимость корректировки расчетов экономически обоснованных затрат теплоснабжающей организации, что подтверждено представленным экспертным заключением.
Таким образом, внесение Приказом РСТ Республики Бурятия N2/16 от 24 марта изменений в приложение N1 к приказу РСТ Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N2/124 было вызвано необходимостью его приведения в соответствие с нормативно-правовым актом, имеющими большую силу.
Доводы административного истца о недопустимости внесения изменений в приказ об установлении тарифа без соблюдения процедуры принятия нормативно-правового акта, предусмотренной Правилами регулирования цен и Регламентом установления тарифов, с нарушением срока, установленного пунктом 30 Правил регулирования цен, не могут быть приняты судом во внимание в качестве основания для признания нормативно-правового акта недействующим, поскольку приказы РСТ Республики Бурятия от 25 декабря 2015 N2/139 и N2/16 от 24 марта были приняты в целях необходимости обеспечения принципов государственной политики в сфере теплоснабжения, определенных Законом о теплоснабжении, в том числе принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, были экономически обоснованы, при этом изменения были внесены до начала применения указанных тарифов в измененном размере (со 2-го полугодия 2016г.), что не привело к нарушению прав потребителей и населения.
Изменения, внесенные приказом РСТ Республики Бурятия N 2/139 от 16 декабря 2016 года, были обусловлены необходимостью скорректировать размер тарифа на 2017г., установленного методом индексации установленных тарифов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении, пунктом 16 Основ ценообразования методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются:
1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
2) метод индексации установленных тарифов;
3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала;
4) метод сравнения аналогов.
Согласно части 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении до 1 января 2016г. осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов).
Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок учета предложения устанавливается правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении, пунктом 18 Основ ценообразования, государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации в соответствии с положениями пунктов 17, 54 и 55 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта. Порядок учета предложения регулируемой организации о выборе метода регулирования устанавливается Правилами регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 72 Основ ценообразования при регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Из положений пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (пункт 33 Правил).
Согласно пункту 51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования.
Пунктом 52 Основ ценообразования установлено, что орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.
В данном случае оспариваемым нормативным правовым актом тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую для потребителей ПАО "ТГК-14" на 2016-2018 г.г. РСТ Республики Бурятия был установлен с учетом предложения регулируемой организации методом индексации установленных тарифов на 3 года, так как имело место первое применение.
Корректировка тарифа на 2017-2018 г.г. была произведена регулирующим органом на заседании Коллегии РСТ Республики Бурятия в соответствии с изложенными нормами с учетом поступившего 22 апреля 2016г. предложения ПАО "ТГК-14" на основе проведенной экспертизы предложения регулируемой организации Приказом N 2/139 от 16 декабря 2016 года, в соответствии с которым с учетом представленного ПАО "ТГК-14" предложения были скорректированы неподконтрольные расходы, а операционные расходы проиндексированы.
Таким образом, установление тарифа на тепловую энергию для потребителей ПАО "ТГК-14" на долгосрочный период (2016-2018г.г.) методом индексации установленных тарифов с последующей корректировкой долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, не противоречит изложенным нормам материального права.
Доводы административного истца о необходимости дифференциации тарифа в зависимости от расположения источника тепловой энергии не могут быть приняты во внимание.
Частью 3 статьи 11 Закона о теплоснабжении установлено, что тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как установлено частью 4 статьи 11 данного Закона, установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:
1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок;
2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.
В соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования, могут быть дифференцированы по следующим параметрам в соответствии с методическими указаниями:
а) вид теплоносителя (вода, пар);
б) параметры теплоносителя;
в) системы теплоснабжения;
г) схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям);
д) категории надежности теплоснабжения потребителей;
е) средняя продолжительность потребления за отопительный период (пиковое или базовое потребление);
ж) категории (группы) потребителей (покупателей).
В соответствии с пунктом 134 Методических указаний тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, рассчитываются как сумма следующих составляющих:
а) средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности);
б) средневзвешенная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии.
Кроме того, согласно пункту 143 Методических указаний при комплексном теплоснабжении, когда производство тепловой энергии (мощности), ее передача и сбыт производятся одним юридическим лицом, расчет одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность) производится с использованием совокупной необходимой валовой выручки регулируемой организации по производству тепловой энергии (мощности), ее передаче и сбыту.
Согласно пункту 94 Основ ценообразования тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, рассчитывается и устанавливается на едином уровне всем потребителям, находящимся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящимся к одной категории (группе) потребителей, за исключением потребителей, которые заключили нерегулируемые договоры теплоснабжения, предусмотренные пунктом 95 Основ ценообразования.
Как следует из экспертного заключения экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию, поставляемой потребителям ПАО "ТГК-14" на территории Республики Бурятия на 2016-2018 годы, ПАО "ТГК-14" производит тепловую энергию на следующих источниках: " ... " (35 муниципальных котельных расположенных в г.Улан-Удэ); а также приобретает тепловую энергию от теплоснабжающих организаций " ... "
Из экспертного заключения следует, что Расчет тарифов произведен с использованием метода индексации установленных тарифов в соответствии с тарифной заявкой ПАО "ТГК-14" на основе размера необходимой валовой выручки и расчетного объема производства в регулируемый период. При этом, как следует из раздела 5 экспертного заключения, в соответствии с п.37 Методических указаний расходы на первый долгосрочный период были определены методом экономически обоснованных расходов на основании предоставленных предусмотренными пунктом 16 Правил регулирования тарифов документов о деятельности теплоснабжающей организации по комплексному теплоснабжению, включающему производство тепловой энергии (мощности), её передачу и сбыт, в том числе расчета одноставочных тарифов, не предусматривающего дифференциацию тарифов по источникам тепловой энергии.
В силу изложенного, поскольку тепловая энергия поставляется потребителям единой теплоснабжающей организацией, регулирующим органом был обоснованно установлен средневзвешенный единый тариф для потребителей ПАО "ТГК-14", находящихся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории (группе) потребителей.
По изложенным мотивам доводы административного истца о необходимости установления дифференцированного тарифа на тепловую энергию (мощность) в зависимости от расположения источника тепловой энергии не могут быть приняты во внимание. Суд при этом принимает во внимание, что установление для единой теплоснабжающей организации единых тарифов обусловлено необходимостью соблюдения установленного Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении" баланса интересов теплоснабжающей организации и всех потребителей, находящихся в зоне деятельности данной организации.
На ошибочном толковании норм материального права основаны доводы административного истца о несоответствии размера тарифа, установленного оспариваемым нормативно-правовым актом, предельным минимальным и максимальным уровням тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденных приказом ФАС России от 12 ноября 2015 г. N 1086/15 на 2016г., поскольку, как было отмечено ранее, данные тарифы устанавливаются в целях разделения затрат на производство тепловой и электрической энергии и в последующем применяются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2016-2017 года, ФАС России не устанавливались.
При этом в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N2182-р и от 19 ноября 2016г. N 2664-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2016, 2017 годы. По Республики Бурятия индекс установлен в размере 4% на второе полугодие 2016 года и 3,5% на второе полугодие 2017 год.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемые административным истцом тарифы установлены РСТ Республики Бурятия в пределах максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, установленной для Республики Бурятия, и являются экономически обоснованными. Рост тарифов для потребителей ПАО "ТГК-14" составил на второе полугодие 2016 года - 3,2%, 2017 - 3 %, что свидетельствует о доступности тарифов для граждан.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что основания для признания Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015г. N 2/124 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" (в редакции приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2015г. N2/139, от 24 марта 2016г. N2/16, от 16 декабря 2016г. N2/139) недействующим отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный суд Республики Бурятия
РЕШИЛ:
Отказать Будуеву Н.Р. в удовлетворении исковых требований о признании недействующим нормативно-правового акта - Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015г. N 2/124 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" (в редакции приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2015г. N2/139, от 24 марта 2016г. N2/16, от 16 декабря 2016г. N2/139).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 14 апреля 2017 года.
Председательствующий судья: Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.