Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковелина Д.Е., судей Волошковой И.А., Кучеровой Р.В. при секретаре Поповой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каменского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "Каменский городской округ" о возложении обязанности
по апелляционной жалобе ответчика на решение Каменского районного суда Свердловской области от 27.01.2017.
Заслушав доклад судьи Волошковой И.А., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н., возражавшей относительно доводов жалобы и согласной с решением суда, судебная коллегия
установила:
решением Каменского районного суда Свердловской области от 27.01.2017 удовлетворен иск прокурора Каменского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО "Каменский городской округ" о возложении обязанности. На Администрацию МО "Каменский городской округ" возложена обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действенные меры к ликвидации несанкционированной свалки, на которой незаконно размещены отходы, расположенной на участке вдоль обочины грунтовой дороги с восточной стороны с. Боевка Каменского района Свердловской области в 200 метрах от жилых домов, в 70 метрах от лесного массива. Координаты свалки: широта 56 038, 271 /, долгота 62 015, 706 /.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении иска. Продолжает настаивать на доводах, которые, по его мнению, безосновательно отклонены судом первой инстанции. Считает, что судом нарушены нормы материального права.
В поступивших возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение Каменского районного суда Свердловской области от 27.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился ответчик Администрация МО "Каменский городской округ". Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 20.04.2017 определением от 16.03.2017. Извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела направлены лицам, участвующим в деле, заблаговременно 16.03.2017. Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения").
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что ответчик Администрация МО "Каменский городской округ" извещен надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Каменского района Свердловской области совместно с ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля" была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства в части сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории Каменского городского округа.
В результате обследования земель общего пользования на территории Новоисетской сельской администрации Каменского городского округа у села Боевка была выявлена свалка твердых бытовых отходов вдоль обочины грунтовой дороги с восточной стороны с. Боевка Каменского района Свердловской области в 200 метрах от жилых домов, в 70 метрах от лесного массива, координаты свалки: широта 56 038, 271 /, долгота 62 015, 706 /.
Свалка твердых бытовых отходов общей площадью 0,02 га расположена на общих землях населенного пункта. Отходы размещены в почву, примерный объем - 22 м 3. Отходы свалены хаотично, изолирующим слоем грунта не перекрыты. Состав отходов: древесные отходы и разборки зданий, листы волнистые и плоские, утратившие потребительские свойства, незагрязненные (шифер), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы полиэтиленовой тары незагрязненной и т.д.
Руководствуясь положениями части 1 статьи 9, статей 42, 58 Конституции Российской Федерации, статей 13,42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 3, 7, 11, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 2, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 14,16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приняв во внимание фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора Каменского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "Каменский городской округ" о возложении обязанности.
Данный вывод суда подробно мотивирован, соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела, основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал должную, отвечающую правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Аналогичные положения закреплены и в Уставе МО "Каменский городской округ" (в ред. Решения Думы Каменского городского округа от 14.05.2015 N336).
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что свалка твердых бытовых отходов с координатами: широта 56 038, 271 /, долгота 62 015, 706 / расположена на земельном участке категории - земли населенных пунктов, в кадастровом квартале 66:12:6001002, вдоль обочины грунтовой дороги в границах населенного пункта д.Боевка, в 200 метрах от жилых домов, то есть в границах к МО "Каменский городской округ". Согласно экспертному заключению N 21 от 16.06.2016 ГКУСО "Центр экологического мониторинга и контроля" Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области свалка представляет собой "бытовые отходы от населения". Ответчик не представил суду относимых, допустимых и достоверных доказательств, позволяющих установить наличие конкретного собственника несанкционированной свалки.
Суд первой инстанции обосновано возложил на Администрацию МО "Каменский городской округ" обязанность принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на участке вдоль обочины грунтовой дороги с восточной стороны с. Боевка Каменского района Свердловской области в 200 метрах от жилых домов, в 70 метрах от лесного массива. Координаты свалки: широта 56 038, 271 /, долгота 62 015, 706 /.
Правильность выводов суда первой инстанции не опровергает и ссылка Администрации МО "Каменский городской округ" на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П, поскольку в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации речь идет о землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что свалка существовала на момент рассмотрения настоящего гражданского дела.
Нарушения или неправильное применение норм материального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущены, постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе - несостоятельными.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каменского районного суда Свердловской области от 27.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Д.Е. Ковелин
Судьи И.А. Волошкова
Р.В. Кучерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.